«Духовные скрепы». Мужеложство в России и терпимость к нему последних русских монархов

«Духовные скрепы». Мужеложство в России и терпимость к нему последних русских монархов

«Духовные скрепы». Мужеложство в России и терпимость к нему последних русских монархов

11 июня 2015 г.

Ксения Жукова

В конце XIX — начале XX века в Москве и Петербурге стала зарождаться мужская гомосексуальная субкультура. Состоятельных мужчин, испытывающих сексуальный интерес преимущественно к мужчинам, называли тетками.

На сайте Аrzamas Татьяна Зарубина пишет о том, что рассказывают о поклонниках однополой любви дневники, полицейские донесения, истории болезней и сочинения противников. (Использованный источник: Хили Д. Гомосексуальное влечение в революционной России. Регулирование сексуально-гендерного диссидентства. М., 2008.)

Закон

В России государство занялось регулированием мужеложства позже, чем в западных странах. В 1716 году Петр I законодательно запретил его в армии и на флоте. На гражданское мужское население России этот запрет распространился в 1835 году при Николае I. Наказание было установлено только в 1866 году: согласно Уложению о наказаниях уголовных и исправительных, за это полагалось лишение всех прав состояния и ссылка в Сибирь на поселение. В 1900 году ссылку заменили арестом на срок от четырех до пяти лет; христианам, кроме того, полагалось религиозное покаяние.

Впрочем, и после этого российские власти, полиция и общество были относительно терпимы к однополым отношениям и закон применялся далеко не всегда — до 1905 года представители привилегированных классов редко подвергались уголовному преследованию. Женщин закон не касался вовсе.

Последние два российских царя были терпимы к гомосексуальным мужчинам, которые встречались и среди членов царской семьи, и среди придворных, и приговоры за добровольное мужеложство практически не выносились: если дело и доходило до суда, то судьи были склонны оправдывать обвиняемых или назначать сравнительно мягкие наказания, особенно если речь шла о людях высокопоставленных. После революции 1905 года количество обвинительных приговоров в делах о мужеложстве выросло на 35 процентов, а после 1910 года — еще в три раза, но это касалось не Петербурга и Москвы, а юга России и Кавказа.

Общество относилось к гомосексуальности не так однозначно отрицательно, как это было в Европе, и подобные случаи обычно не афишировались.

Субкультура

В конце XIX — начале XX века в Москве и Петербурге стала зарождаться мужская гомосексуальная субкультура.

Состоятельных мужчин, испытывающих сексуальный интерес преимущественно к мужчинам, называли тетками. Это слово было позаимствовано из французского: там в середине XIX века оно обозначало мужчин-проститутов, а к концу столетия появилось в печати и служило уже для обозначения всех гомосексуалов. В русский язык слово изначально перешло в том же значении, но со временем стало использоваться только для определения их клиентов. Мужчины, которые продавали секс — ими чаще всего становились молодые люди, недавно приехавшие в город из деревни, ученики в мастерских, бездомные, учащиеся, солдаты или матросы, — никаким специальным словом, по крайней мере внутри своей субкультуры, не назывались.

География

К 1870-м годам в Петербурге сложилась специфическая гомосексуальная география: для встреч, обмена информацией и поиска партнеров (будь то продавцы секса или другие члены гомосексуальной субкультуры) стали использоваться определенные места.

1. Самый известный гомосексуальный маршрут — Невский проспект от Знаменской площади до Аничкова моста и далее до Публичной библиотеки и Пассажа, оказавшегося идеальным местом для поиска однополых связей, особенно зимой.

«По воскресеньям зимою тетки гуляют в Пассаже на верхней галерее, куда утром приходят кадеты и воспитанники, а около шести часов вечера — солдаты и мальчишки-подмастерья. Любимым местом теток служат в особенности катки, куда они приходят высматривать формы катающихся молодых людей, приглашаемых ими затем в кондитерские или к себе на дом». Из анонимного донесения, конец 1890 года — 1894 год

2. Популярностью также пользовались выставки и ярмарки в Михайловском манеже.

1 eiqrdiqukiqzdkmp
Гулянья на Марсовом поле. Фотография Н. Матвеева. 1900-е годы. © Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга

3. На Масленицу тетки искали себе партнеров на Марсовом поле, где в этот период устанавливали балаганы.

4. Тетки из высших слоев общества приходили по средам на балетные спектакли в Мариинский театр.

5. Местом свиданий служили также рестораны с отдельными кабинетами: например, в 1880-х годах для встреч использовали ресторан К. П. Палкина (Невский просп., 47).

6. По субботам мужчин-проститутов искали на небережной Фонтанки и в садах у цирка Чинизелли.

7. Гомосексуальные мужчины и мужчины-проституты собирались также в Таврическом саду. Об этом свидетельствует, например, запись в дневнике поэта Михаила Кузмина от 24 мая 1906 года:

«…а в воскресенье пойдем в Таврический, там можете получить кого угодно, хоть песенника, хоть плясуна, хоть так просто, постороннего молодого чел[овека]. Нувель говорит, что влюблен в Вячеслава… Вячеслав — фельдшер какого-то полка, с которым он познакомился в Таврическом. Фельдшер… с которым можно иметь любовь…»

8. В конце 1880-х — начале 1890-х годов при хорошей погоде и особенно по выходным в Зоологическом саду, у стен Петропавловской крепости, велась торговля военными:

«Летом тетки собираются почти ежедневно в Зоологическом саду, и в особенности многолюдны их собрания бывают по субботам и воскресеньям, когда приезжают из лагеря и когда свободны от занятий юнкера, полковые певчие, кадеты, гимназисты и мальчишки-подмастерья. Солдаты л[ейб-] гв[ардии] Конного полка, кавалергарды, казаки, как уральцы, так и атаманцы, приходят в Зоологический сад единственно c целью заработать несколько двугривенных без всякого с их стороны труда». (Из анонимного донесения, конец 1890 года — 1894 год)

9. Еще одним местом, где можно было найти солдат, стал Конногвардейский бульвар: там располагались казармы и манеж полка Конной гвардии. Поблизости находились Воронинские и другие бани, куда тетки ходили с рекрутами.

Большую часть этой географии описал в 1908 году журналист В. П. Руадзе, резко осуждавший подобный образ жизни. По его свидетельству, «целая банда подозрительных молодых людей» по утрам собиралась в саду около цирка:

«…[оттуда] в полдень эта жадная хищная стая направляется на Невский. Главная квартира переносится в Пассаж и в «Кафе де Пари». Эта излюбленная улицей кофейня в подвале Пассажа есть действительная клоака, мрачная и отвратительная. Дневная биржа живого товара продолжается вплоть до закрытия Пассажа, а затем хулиганы снова отходят к Фонтанке. С 8 ч[асов] вечера и до 12 по Фонтанке… образуется род гуляний гомосексуальных Фрин, причем самых неимущих и ободранных, более оперившиеся отправляются в Таврический сад».

Бани

2
Плавательный бассейн в банях Егорова. 1914 год. © Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга

Петербургские бани, по разным свидетельствам, использовавшиеся для гомосексуальных встреч и раньше, после революции 1905 года приобрели репутацию мужских борделей: там можно было не только устроить свидание в отдельных номерах, но и купить сексуальные услуги банщика.

Самыми знаменитыми были Знаменские бани Петербурга в районе Знаменской площади (сегодня — площадь Восстания), описанные, в частности, тем же журналистом Руадзе:

«Едва вы проникнете в эту „обитель“, как навстречу к вам утиной походкой движется массивная фигура знаменитого в гомосексуальной секте банщика Гаврилы.
Гаврила — тучный мужчина лет 40–45 с отталкивающим неприятным лицом и угодливым, заглядывающим вам в душу взглядом. Этот „господин“ с места не постесняется предложить вам свои „услуги“ или кого-нибудь другого. Гаврило принесет вам альбом с фотографи­ческими карточками, где все эти гомосексуальные Фрины и Аспазии изображены прифранченные и накрашенные, некоторые даже в женских нарядах. Вот вы показываете на одного из „малых сих“, изображенных в альбоме, и через каких-нибудь минут пять „оригинал“ в вашем распоряжении. Тут же попутно сообщается цена».

Это описание похоже скорее на гротескное преувеличение, чем на описание реальности, но похожая сцена есть и в дневнике Михаила Кузмина (запись сделана в декабре 1905 года):

«Вечером я задумал ехать в баню, просто для стиля, для удовольствия, для чистоты. Пускавший меня, узнав, что мне нужно банщика, простыню и мыло, медля уходить, спросил: „Может, банщицу хорошенькую потребуется?“ — „Нет-нет“. — „А то можно…“ Я не знаю, что мною руководствовало в дальнейшем, так как я не был даже возбужден… „Нет, пошлите банщика“. — „Так я вам банщика хорошенького пришлю“, — говорил тот, смотря как-то в упор. „Да, пожалуйста, хорошего“, — сказал я растерянно, куда-то валясь под гору. „Может, вам помоложе нужно?“ — понизив голос, промолвил говорящий. „Я еще не знаю“, — подумав, отвечал я. „Слушаюсь“.
…[Банщик] начал мыть совсем уже недвусмысленно. …Мо́я, он становился слишком близко и вообще вел себя далеко не стесняясь».

Затем молодой мужчина сказал Кузмину, что тот может позволить себе удовольствие, а заплатить позднее и что чаевые приветствуются.

«После общего приступа и лепета мы стали говорить, как воры… 
…Алекс[андру] 22 г[ода], в банях восьмой год — очевидно, на меня наслали профессионала. Он уверяет, что дежурный ему просто сказал „мыть“, но он был не очередной, остальные спали; что в номера просто ходят редко, что можно узнать по глазам и обхождению. И поцел[овав] меня на прощание, удивился, что я пожал ему руку. В первый раз покраснев, он сказал: „Благодарствуйте“ — и пошел меня провожать. Проходя сквозь строй теперь уже вставших банщиков, сопровождаемый Алекс[андром], я чувствов[ал] себя не совсем ловко, будто все знают, но тем проще и внимательнее смотрел на них». (М. А. Кузмин.Дневник 1905–1907 годов)

Немногим ранее о подобном записал в собственном дневнике великий князь Константин Константинович, дядя Николая II:

«15 мая. Путь лежал мимо бань. Думал, что, если увижу у наружных дверей номеров банщика, не выдержу и зайду. Дверь в номера оказалась приотворенной, но банщиков не было видно. Каким‑то чудом удержался и проехал мимо.
18 мая. В заседании грешные мысли меня одолели. На Морской, не доезжая до угла Невского, отпустил кучера и отправился пешком к Полицейскому мосту и, перейдя его, свернул налево по Мойке. Два раза прошел мимо дверей в номерные бани, взад и вперед; на третий вошел. И вот я опять грешен в том же».(Константин Романов. Дневник 1903–1905 годов)

3
Банщики моют посетителей в мыльне. 1914 год © Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга

Внешний вид, жесты и слова

Самым простым способом подать друг другу сигнал был характерный долгий взгляд: в Зоологическом саду, рядом с публичными туалетами, его практиковали солдаты, около цирка Чинизелли — подростки и их клиенты. Другим знаком была просьба поделиться сигаретой или дать прикурить.

Мужчины-проституты и их клиенты иногда носили одежду, похожую на женскую, или просто странные костюмы — после 1905 года возле цирка Чинизелли стали появляться мужчины, одетые баронессами, графинями и крестьянами. Иногда можно было встретить мужчин с косметикой на лице и фемининными жестами. Еще одним отличительным знаком стал, видимо, красный галстук:

«Вы можете узнать, если присмотритесь, любого гомосексуалиста, кокодесов по ярко-красным галстукам, это род гомосексуальной формы, а у некоторых из кармана торчит и красный платок…» (В. П. Руадзе. «К суду!… Гомосексуальный Петербург»)

В отличие от теток, солдаты, матросы и учащиеся, которые подрабатывали проститутами, носили официальную форму, представлявшую собой воплощение маскулинности. Благодаря этому в начале века в моду вошла маска женоненавистника — мужчины, предпочитающего однополый секс, но отрицающего женоподобие.

4
Участник Всемирного чемпионата по французской борьбе Карл Поспешил. Фотография Карла Буллы. 1912 год © Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга

Развлечения

В конце 1880-х — начале 1890-х годов один из обличителей петербургских гомосексуалов описал бал в доме состоятельной тетки:

«Для большего общения богатые тетки устраивают вечера, балы, на которых они являются в сопровождении своих любовников. Один из таких балов еще недавно был по случаю новоселья в одной роскошно убранной квартире почти в центре города, при этом сам хозяин и некоторые из теток были в дамских платьях. Гостям был подан сначала чай с коньяком, закуска, после чего они танцевали почти до четырех часов, когда сервирован был роскошный ужин. За ужином вина подавались в гигантских стеклянных членах и провозглашались тосты, соответствующие этому рауту, причем в числе других выделялся тост за отсутствующих высокопоставленных покровителей общества и в особенности за одно высокопоставленное лицо, считающееся высшим покровителем. После ужина началась страшная, возмутительная оргия. Оргия продолжалась до утра, после чего все разъехались попарно с своими мужчинами-дамами, некоторые — домой, а некоторые — в гостиницы и бани. Прислугою на таких вечерах обыкновенно не стесняются, потому что она подобрана из своих». (Из анонимного донесения, конец 1890 года — 1894 год)

Лесбийские отношения

Свидетельств о женской гомосексуальной субкультуре осталось гораздо меньше, чем о мужской, и знаем мы о ней не так много.

Некоторые медицинские истории болезней и отчеты уголовных судов рубежа XIX–XX веков говорят о том, что лесбийские отношения иногда возникали в легальных борделях (с 1843 года проститутки с лицензиями имели право заниматься «личным промыслом» при условии периодического осмотра врачами из врачебно-полицейских комитетов). Так, в январе 1893 года владелец петербургского табачного магазина застал свою жену, бывшую проститутку, в постели с одной из ее бывших коллег и зарезал супругу. В результате судебного разбирательства всплыла история давних отношений двух женщин.

Еще одно свидетельство оставил петербургский врач Борис Бентовин:

«Среди проституток очень распространено обожание подруг. Это в своей основе то же самое явление, которое замечается в женских гимназиях и институтах. Но чаще на фоне развращающей обстановки это вначале идеальное чувство принимает затем характер „лесбиянства“. Такие две обожающие друг друга подруги… не чувствуют нужды в мужском избраннике сердца. В домах терпимости подобная застрахованность от искреннего увлечения мужчиной весьма приятна хозяйкам заведений, и поэтому они относятся к обожанию вообще благосклонно».

Состоятельные женщины могли сами становиться клиентками проституток. Несколько подобных случаев можно найти в психиатрической литературе начала XIX века. Так, психиатр Владимир Чиж описывал жизнь хозяйки промысла легкого извоза Юлии Островлевой, познакомившейся в Санкт-Петербурге с проституткой и с тех пор ставшей лесбиянкой:

«Среди ее многих знакомых с извращенным половым чувством она жила самою разнообразною жизнью любви и полового чувства: тут была и платоническая любовь, и ухаживание, и ревность, пресыщение, измены, связь с двумя женщинами одновременно, радости победы и огорчения неудачи, — одним словом, вся жизнь г-жи N была поглощена этой извращенной любовью. Она любила переодеваться в мужское платье, катала на тройке за кучера объектов своей любви; переодевшись в мужской костюм, ездила по публичным домам, тратила много денег на женщин.
По ее уверениям, женщин с извращением полового чувства далеко не так мало, как мы обыкновенно думаем, и при том они занимают самое разнообразное общественное положение».

Другой случай был описан в 1898 году. Пациентка, девица 20 лет, которую врач обозначает как Z, рассказала ему о группе женщин, связанных взаимными сексуальными отношениями, которую она называла «наш круг»:

«Больная уверяет, что такие женщины, как она, то есть любящие женщин, встречаются вовсе не редко: оне составляют из себя как бы особый мир. Такие женщины узнают одна другую по манерам, выражению глаз, мимике и пр. Она сама научилась отличать таких женщин почти с первого же раза. Мы, говорит больная, нисколько не ревнуем, когда предмет нашей любви принадлежит мужчине: мы знаем, что эта женщина (если только, разумеется, она принадлежит к нашему кругу) не может любить своего мужа и выполняет свою роль только страдательно. Но другое дело, если любимая женщина отдалась или неравнодушна к другой женщине: тогда у нас поднимается сильная ревность и мы готовы устроить целый скандал или ссору». (Ф. И. Рыбаков. О превратных половых ощущениях (1898)

Интересно, что это единственная история болезни, в которой упомянут особый лесбийский мир. В литературных салонах лесбийский дискурс представлял собой скорее экзотический спектакль для мужчин: лесбиянки ассоциировались с декаденством, искусственным замкнутым миром, лишенном социальных корней. Здесь речь шла скорее о сексуальной амбивалентности.

http://crime.in.ua

 


Теги статьи:
Распечатать Послать другу
comments powered by Disqus
Журналисты разбирались, что происходит с резервацией бывших и нынешних охранников Путина рядом с его резиденцией в Новгородской области.…
Открытие МФО "Займер" собственного коллекторского агентства заставляет пристальнее посмотреть на предпринимателя Сергея Седова, который подн…
Под руководством Андрея Белоусова аппаратом Минобороны стал управлять Олег Савельев. Военного опыта он не имеет, но в последние пять лет отв…
Должнику по налогам передан контракт почти на 58 млрд рублей. В сделке зашиты интересы госкорпорации Ростех и главы КАМАЗа Сергея Когогина.…
Уголовное дело Андрея Воронова может привести силовиков прямиком в кабинет главы ЯНАО Дмитрия Артюхова.…
На протяжении всего времени существования МФЦ г. Москвы было закрыто от ненужного внимания журналистов, контрольных служб и ведомств.…
loading...
Загрузка...
loading...
Загрузка...
Все статьи
Последние комментарии
Наши опросы
Как вы считаете, санкции влияют на обычных граждан России больше, чем на политическую элиту?






Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте