«Смута» в бюджетах: «Фонд Кино» как «кормушка» Любимовой?

«Смута» в бюджетах: «Фонд Кино» как «кормушка» Любимовой?

«Смута» в бюджетах: «Фонд Кино» как «кормушка» Любимовой?

06 мая 2024 г.

Михаил Журенков

При поддержке Минкульта и Ольги Любимовой миллиарды из Фонда Кино «вылетают в трубу», а радуется только Никита Михалков?

В Сети утверждают, якобы ценники на создание «патриотического» кино, оплачиваемые Минкультом из бюджетных средств, могут быть завышены в несколько раз. Будто бы это стало известно благодаря предполагаемому конфликту между режиссером Александром Кондрашовым и киностудией АКМ. 

Кондрашов мог отказаться увеличивать смету по согласованию с Минкультом, тогда как в реальности оценивал финансовые потребности фильма куда ниже. Пока что правдивость этой информации уточняется, мы же хотим обратить внимание на следующее: регулярно российский Минкульт под руководством Ольги Любимовой выделяет миллиарды на поддержку российского кино. Большая часть этих средств может пилиться, при этом продукт получается крайне низкого качества.

По итогам 2022 года в прокате окупился лишь один фильм из 26-ти, профинансированных по линии Минкульта. Им стала семейная комедия «Молодой человек» Александра Фомина, которая при бюджете в 64 млн рублей (30 млн - субсидия Фонда кино) заработала 192 млн рублей.

На самом деле, этот результат даже хуже, чем был при бывшем руководителе Минкульта Владимире Мединском. Тогда из 68-ми поддержанных картин в прокате окупились целых 8. Среди них был, например, патриотический фильм про советский танк Т-34, собравший в прокате 2,3 млрд рублей. Однако, это лишь редкий позитивный пример.

И это вызывает удивление. После начала "СВО" из российского проката пропали многие зарубежные новинки. Казалось бы - снимай, конкуренция сильно снизилась. Но даже в условиях вящей необходимости сделать хорошее отечественное кино на зло «санкционерам» не получается. Может, потому что хотят «распилить», а не снять хорошую картину?

Миллиарды в пустоту

Для развития отечественной кинематографии в бюджете на 2023-2025 годы заложены огромные средства - по 12 млрд рублей ежегодно. Отдельное направление - детское кино, которое полностью профинансирует государство на 1,3 млрд рублей. Их «освоят» также, как предыдущие?

О провалах можно вспоминать долго. Самый яркий из них постиг приключенческий боевик «Семь пар нечистых» (2018). Он получил от государства 119 млн рублей, но собрал в прокате всего 1 млн рублей. Среди мультфильмов лидером антирейтинга прибыли числится «Баба Яга. Начало», который получил безвозмездную поддержку в 138 млн рублей, а собрал лишь 1,3 млн. Комедия «Крымский мост. Сделано с любовью!» от режиссёра Тиграна Кеосаяна и его жены Маргариты Симоньян, которая выступила сценаристом, собрал 70 млн рублей при господдержке в 100 млн рублей.

Мало того, что картины проваливаются в прокате. Деньги выдаются совсем уж одиозным фигурам, от которых ожидать «патриотического» подхода по меньшей мере, наивно. Много шума наделала очередная экранизация «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова. Она получила поддержку из Фонда Кино, обошлась российскому бюджету в 1,2 млрд рублей. И была успешна в прокате. Только вот есть одно «но».

«Смута» в бюджетах: «Фонд Кино» как «кормушка» Любимовой?  qhiqqhidtdihkkmp

При Мединском и Любимовой Фонд Кино мог превратиться в безотчетную «кормушку» для целого вороха чиновников и кинематографистов. 

Режиссер картины Михаил Локшин, уроженец США, в своем блоге высказывался в поддержку Украины. Приводят его заявления: «Поколениям россиян придется платить репарации за трагедию, которую они принесли Украине», «Речи Томаса Манна сегодня лучше всего касаются вины России в целом за имперский менталитет и военные преступления». Ходили слухи, якобы он и вовсе мог посылать «донаты» в ВСУ (эта информация не подтвердилась).

Т.е. миллиардные средства на творчество даются человеку, открыто поливавшего Россию и действия ее политического руководства грязью? А что сама картина? Главной движущей силой там является не любовь, как у Булгакова, а противостояние с государством. И это за государственный счет? 

Безусловно, и министр культуры Ольга Любимова, и глава Фонда Кино Федор Соснов были в курсе, кому дают деньги. Но реагируют не они, а общественники - ранее общественная организация «Зов Народа» потребовала завести на Михаила Локшина уголовное дело за фейки о ВС РФ.

Нельзя сказать, что ранее никто не выражал озабоченность - кого и как «воспитывают» такими фильмами? В 2020 году участники Международного кинофорума «Золотой Витязь» записали обращение к Владимиру Путину и Михаилу Мишустину, в котором указали на деградацию отечественного кинематографа, подвергнув резкой критике Минкульт и Фонд Кино.

Кино для своих

Итак, бюджеты на поддержку отечественного кино могут просто «пилиться» и выводиться из страны. И куда? В 2019 году Счетная палата обнаружила, что за последние годы значительная часть средств отправилась на Кипр - через компанию ООО «Визарт Фильм», которая оказалась крупным получателем госсубсидий. 

Сейчас 100% этой структуры принадлежат Юрию Москвину. По итогам 2023 года фирма получила 57 млн рублей прибыли. Но при этом стоимость ее активов - минус 315 млн рублей. Это и есть деньги Минкульта? То есть фирма в огромных долгах, а средства давно могут быть вне России.

Однако, основными потребителями денег являются люди, связанные с руководством «Фонда Кино». Экспертный совет организации возглавляет Леонид Верещагин – гендиректор «Студии «ТРИТЭ» Никиты Михалкова. ТРИТЭ едва ли не регулярно получает господдержку. На создание фильма «Движение вверх» (2017 год) из бюджета было выписано 400 млн рублей на безвозмездной основе. (67,8% от всех вложений в картину). Фильм «Тренер» (2018 год) получил 260 млн, «Огонь» (2020 год) – 330 миллионов.

По итогам 2023 года студия получила выручку в 386 млн рублей, прибыль в 43 млн рублей, аккумулировала у себя активов почти на 400 млн рублей.

«Смута» в бюджетах: «Фонд Кино» как «кормушка» Любимовой? 

Главными получателями субсидий от Минкульта стали люди, близкие к Никите Михалкову? 

При этом сама Ольга Любимова считается человеком, близким к Никите Михалкову, главе Союза кинематографистов России. Ее родители дружат с режиссером, она и сама делала о нем отдельный фильм. И никакой коррупции?

При этом сын главы «Студии ТРИТЭ» Леонида Верещагина, Вадим, находится в руководстве прокатной компании «Централ Партнершип», которая входит в «Газпром-медиа». Эта фирма прокатывает фильмы многих производителей, получающих бюджетные деньги через Фонд Кино. И здесь тоже - никакой коррупции?

Еще одним интересантом в получении денег от Минкульта может быть режиссер Федор Бондарчук. Он входит в совет при Фонде Кино, а также является основателем «Арт Пикчерс Студии». Другим ее бенефициаром называли Степана Михалкова, сына Никиты Михалкова. Всего за несколько лет студия получила 1,6 млрд рублей господдержки — на безвозмездной основе. К счастью для Любимовой, фирмы студии пользуются популярностью у зрителей.

«Смута» в бюджетах: «Фонд Кино» как «кормушка» Любимовой? 

Но не ясно, на каком основании ей вообще выделяют деньги! ООО «Арт Пикчерс Студия» на 50% принадлежит Федору Бондарчуку, а еще на 50% - «Национальной медиа группе», которую связывают с интересами олигархов Ковальчуков. До 2022 года в числе учредителей НМГ были «Сургутнефтегаз», Северсталь и ряд других крупных компаний. У них нет денег для финансирования своей же студии, или же принцип там один - бюджет все стерпит?

Смута в головах

Проблема не только в том, что деньги могут банально разворовываться, а в том, что это не работает на цели и задачи, поставленные государством. Кино должно быть «мягкой силой» России, в том числе, за рубежом, в странах СНГ с большим количеством русскоговорящего населения. Но кто будет смотреть эти фильмы там, если они не нужны на Родине?

Сейчас под «патриотическую» тематику можно подвести все, что угодно. И этим пользуются. В продвижении российской «мягкой силы» заинтересован и «Фонд развития интернет-инициатив» (ФРИИ). Одним из таких направлений должно стать создание видеоигр с отечественной спецификой.

Как раз недавно российская игровая индустрия пережила крупнейший провал за последние годы. ФРИИ профинансировал на 500 млн рублей создание российской РПГ-игры «Смута» про события в России периода Смутного времени. Игра вышла невероятно сырой, вызвала огромную критику. Трудно расценивать это иначе, чем провал. На что пошли полмиллиарда рублей - абсолютно не ясно. Разработчик - небольшая новосибирская студия Cyberia Nova утверждает, что игру доведут до ума. Верится с трудом.

«Смута» в бюджетах: «Фонд Кино» как «кормушка» Любимовой? 

Ольга Любимова засиделась в министрах? 

Как с трудом верится, что нынешний министр культуры Ольга Любимова находится на своем месте. Широкой публике она стала известна за ношение одежды с надписями с обсценной лексикой. И на фоне всех провалов отечественного Минкульта, включая коррупционные скандалы, сохранить свою должность в новом составе Кабмина ей удастся навряд ли.

utro-news.ru


Теги статьи:
Распечатать Послать другу
comments powered by Disqus
Офшор на Кипре, шурин-взяточник, секретное поместье на Рублевке. Что скрывает Криворучко, пока сохранивший пост замминистра обороны …
В апреле 2017 года Дильбар Мирсаитову из Шымкента поместили под домашний арест по подозрению в мошенничестве в Казахстане.…
Власти Москвы выкатили ПАО «СЗ «ПИК» претензии на более чем 428 млн рублей, что на фоне резкого падения годовых показателей группы Сергея Го…
Иван Кибардин мог погореть на предполагаемых махинациях с «ТПК Алтайского края» («Китайский рынок»), а последствия могут затронуть губернато…
Клеветникам-«потерпевшим» по так называемому уголовному делу компаний «Лайф-из-Гуд», «Гермес», кооператива «Бест Вей» и организатору этого «…
Налоговый вопрос, похоже, стал тем камнем, который может утянуть на дно ГК «Гранель».…
loading...
Загрузка...
loading...
Загрузка...
Все статьи
Последние комментарии
Наши опросы
Как вы считаете, санкции влияют на обычных граждан России больше, чем на политическую элиту?






Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте