О фашизации путинизма, или почему прав Каспаров

О фашизации путинизма, или почему прав Каспаров

О фашизации путинизма, или почему прав Каспаров

21 декабря 2014 г.

Михаил Журенков

Когда "Эхо Москвы" отказало Каспарову в публикации поста в его персональном блоге из-за того, что там содержалось определение путинского режима как фашистского, то кроме лёгкого негодования на цензуру (в конце концов, там публикуются тексты не менее острые, а раздражителем было одно слово), я решил с Гарри Кимовичем мысленно поспорить. "Ну какой у нас фашизм?" – и масса доводов в поддержку тезиса о том, что у нас, разумеется, порядки весьма автократические и полицейские, но до фашизма нам ещё ого-ого.

В конце концов у нас сейчас куда больше гражданских, политических и экономических свобод в любой момент послеоктябрьской истории до начала революционных событий конца 80-х. А ведь никто послесталинские времена не называл фашистскими. Хотя стоит напомнить, что окончательно добивали диссидентское движение в начале правления Горбачёва. Тогда же голодал – и подвергался искусственному кормлению академик Сахаров. Тогда же полностью был прекращён выезд евреев из СССР. Сносили "незаконные" парники на приусадебных участках и прочее. Но и эту пору не уподобляли фашизму.

На тему о фашизме и о "фашЫзме" (ироничное самоназвание сторонников русского революционного национализма) я высказывался довольно много. Очень не хочется повторяться, но всё-таки сделаю это очень сжато. Прежде всего, фашизм, как социализм или либерализм – это целый спектр течений. Фашизм – это крайне радикальное направление в консерватизме, это правый (рыночный и националистический) тоталитаризм. Поэтому любое самое жестокое и воинствующее националистическое движение, которое не выступает за ликвидацию представительной плюралистической демократии, фашизмом не может быть по определению. С другой стороны, даже и последовательно прорыночное направление, выступающее за отказ от демократии и от правовых ограничений в деятельности силовиков, имеет явную тенденцию к фашизации.

Можно спорить – относится ли к фашизму такое направление как "консервативная революция" или лишь примыкает к нему, как леворадикальный социализм к тоталитарному коммунизму. В фашизме выделяются два полюса – нацизм и собственно фашизм. Отмечу сразу, что стремление представить режим Муссолини сугубо государственническим, в отличие от гитлеровского, не учитывает, что после выхода в 1938 году "Расового манифеста", направленного против евреев и африканцев, Италия стала быстро догонять Третий Рейх. Разумеется, формы фашизма отличались также как и различные формы коммунизма – советский, польский, китайский, вьетнамский, кубинский и кампучийский. Как различаются порядки в рамках третьей разновидности тоталитаризма – революционного исламизма – в нынешнем Иране, при диктатуре ХАМАС в Секторе Газа или "Исламском государстве" (бывшая ИГИЛ).

Если коммунизм – это сверхрадикальная форма идеологии Просвещения, то фашизм – сверхрадикальная форма реакционно-романтического отрицания Просвещения. Вместо утопизма Мора и Руссо, утопизм графа де Местра.

Если попытаться быть максимально лаконичным, фашизм – это насаждение средневековых политических и социальных практик в условиях современного промышленно развитого государства.

Необходимо отметить, что фашизм – это, очень часто, применение в политике гангстерских (бандитских) методов, используемых фашистскими политическими или государственными структурами против оппозиции: похищения, избиения, пытки, теракты, убийства и интернирование (длительное внепроцессуальное лишение свободы). Некоторый намёк на такие варианты проявился, когда создавались различного рода молодёжные движения, которые воспитывались на ненависти к демократии, и использовались для нападения на оппозиционных активистов. Но декабрь 2011 года выбросил все эти доморощенные путинюгенды на свалку... истории.

Разумеется, я понимал, что немногочисленные подпольные расистские организации не могли ни развернуться в мощное движение, ни разрушить демократические институты. Тем более, что они, по меньшей мере, частично, либо создавались при участии властей, либо ими курировались.

Размышляя над определениями фашизма – и академическими, и публицистическими, я пришёл к выводу о том, что марксистские теоретики, в данном случае, были во многом близки к истине. Только излагали они это на своём языке, сегодня воспринимаемым как нарочито вульгарный. Поэтому попробую изложить их выводы на языке современной популярной политологии.

Первое – марксисты были правы в том, что установление фашизма всегда происходило при содействии либо всей элиты, либо её наиболее влиятельной части.

Второе – целью установления фашизма было разрушение институтов гражданского общества, используя которые левые и левоцентристы приходили или могли прийти к власти, угрожая политическому и экономическому монополизму истеблишмента. К институтам гражданского общества, естественно, относятся не только оппозиционные партии и профсоюзы, пресса, но и независимый суд, свободные конкурентные выборы, независимые от государства наука, образование и культура.

В обществе феодального типа нет нужды к нему насильственно возвращать. Просто средневековые институции переименовывают в новомодные либеральные понятия. Получается довольно жутко, но это не фашизм, это просто анахронизм – жестокое средневековье в современности. Как монархия Николая II с его поощрением черносотенных организаций и системой религиозных и социальных дискриминаций – в эпоху радио и теории относительности.

Поскольку у нас очень долго не было никакого гражданского общества, то и у власти не было и необходимости прибегать для противодействия ему к таким сильнодействующим средствам. Справлялись центрами по противодействию экстремизму и ОМОНом. Условно говоря, фашизма мы ещё не заслуживали.

Напуганные протестами 2011-13 годов, власти приняли пакет законов, которые легитимировали всю антиконституционную практику борьбы с оппозицией в 2006-10 годах, прежде всего, с "несогласными". В результате сегодня мы оказались в обществе, где прав и свобод человека нет вовсе и остаётся лишь инерция законности.

Одним из важнейших признаков тоталитаризма (а значит и фашизма) является криминализация политического права. Этим понятием я обозначил уголовную ответственность за любую независимую от власти политическую или гражданскую активность, а также за критику режима (системы) и доктрин государственной идеологии. Впрочем, жестокое наказание может следовать и согласно неписанным установкам, как это, например, было в СССР.

Конечно, к этому уголовному преследованию за мыслепреступления мы тоже вплотную приблизились, например, когда закон запретил критику сталинских военных преступлений в период Второй мировой войны. Есть ещё очень выразительный пример "Дождя" и пример предупреждения радиостанции "Эхо Москвы", позволившей прозвучать в своём эфире словам с осуждением военных преступлений антиукраинских формирований в Донбассе.

Вполне полноценные режимы фашистского типа сформировались сейчас только в Чечне и в Крыму. Но во многих регионах политическая атмосфера вполне напоминает, скажем так, "бархатные" периоды правления Муссолини или Франко. Пока Путин не вышел за рамки автократа латиноамериканского типа и даже готов сдерживать раж правоохранителей, чтобы совсем не добили частный бизнес в разгар кризиса. Однако значительное крыло партии власти хочет режима фашистского типа. Выпады против "чуждой" демократии из её рядов уже раздаются открыто.

23 века назад Аристотель ввёл философскую категорию "становление". Вот у нас сейчас фашизм в фазе становления. Путинизм приближается к фашизму каждый день. Это его внутренняя логика. Даже если глава режима сам притормаживает процесс, видя в какие бездны его затаскивают. Но недавно он сделал ещё один шаг в средневековье, когда окончательно погрузил внешнюю политику в область мистики. Я имею ввиду сакральный довод в обоснование аннексии Крымского полуострова и стремительно насаждаемый миф о вечной русофобии Запада, его якобы извечной вражде к "Русской цивилизации". Это – уже настоящее Средневековье, возвращение к войнам за Гроб Господень и насаждаемых в Московском царстве страхе и ненависти перед Европой.

Система, находясь в фазе становления, вполне может называться и называть себя телеологически – т.е. по наименованию финальной своей стадии. Советские республики стали называть социалистическими за 18 лет до того, как Сталин велел записать в конституцию, что социализм в основном построен. Но не окончательно. Дескать, есть ещё угроза реставрации из-за агрессии империалистического окружения. А потом, еще через 40 лет появился уже "развитой социализм". Так и в отечественную конституцию можно смело писать "в основном фашистское государство".

Поэтому Каспаров имел полное право называть путинизм фашизмом. Ведь и правящую партию СССР её члены гордо называли "коммунистической".

Евгений Ихлов

 


Теги статьи:
Распечатать Послать другу
comments powered by Disqus
Облапошил бюджет, раскаялся и снова иди рули бюджетными деньгами?
В 2017 году нидерландский предприниматель Йоррит Фаассен, бывший зять Владимира Путина ударил полицейского по голове, когда тот пытался кого…
Находящийся в розыске бизнесмен Борис Ушерович из-за границы наладил схему по поставке в обход санкций в Россию телекоммуникационного оборуд…
Неужели весь проект по строительству 11 терминалов от «Логопера» может оказаться аферой, а хозяин компании Александр Кахидзе мог водить связ…
Олигарху Виктору Харитонину дадут подзаработать на госбольницах Башкирии? Госмедицину ставят на коммерческие рельсы с конечной станцией за г…
Собянин и его команда словно бы решили, находясь при власти, распродать как можно больше. Сейчас вихри наживы взвились вокруг государственно…
loading...
Загрузка...
loading...
Загрузка...
Все статьи
Последние комментарии
Наши опросы
Как вы считаете, санкции влияют на обычных граждан России больше, чем на политическую элиту?






Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте