Специальные особенности здания ФСБ на Лубянке

Специальные особенности здания ФСБ на Лубянке

Специальные особенности здания ФСБ на Лубянке

Правозащитник Сергей Григорьянц об объекте культурного наследия, поврежденном Петром Павленским.

Правозащитник Сергей Григорьянц, диссидент, бывший политзаключенный, выступал свидетелем защиты на суде по делу акциониста Петра Павленского, обвиненного в повреждении объекта культурного наследия — поджоге дверей здания ФСБ на Лубянке. Поскольку речь шла именно о культурном наследии, Григорьянц в своем выступлении подчеркнул, что, действительно, «здание, которое едва не повредил обвиняемый, является культурным и историческим памятником», и рассказал, в чем именно состоит его культурная и историческая значимость. Предварительный текст выступления Сергея Григорьянца размещен на его сайте. «Артгид», с разрешения автора, публикует фрагмент, посвященный некоторым архитектурным особенностям здания ФСБ.

Очень высокое (которое, конечно, войдет в русскую историю) значение сегодняшнего суда состоит в том, что это первое за 98 лет судебное заседание, где речь идет об отношениях гигантской, известной под разными именами (ЧК, ГПУ, НКВД, КГБ, ФСБ) организации и русского народа, который здесь представляет художник Петр Павленский. Конечно, Никита Хрущев безуспешно пытался уничтожить КГБ, были проведены десятки судов, в результате которых были расстреляны или осуждены на долгие сроки многие палачи, но эти суды были закрытыми, а сегодня мы впервые присутствуем на открытом публичном суде при всем его небольшом объеме. Будем надеяться, что за ним последуют дальнейшие процессы по типу Нюрнбергского над сотрудниками СС и гестапо.

В августе 1991 года тысячи москвичей пришли на площадь Дзержинского для того, чтобы выразить свое народное отношение к Лубянке, разгромить здание и расправиться с его сотрудниками. Только снос памятника Дзержинскому отвлек внимание тысяч человек и спас сотрудников Лубянки от народного самосуда. Когда примерно через год в одной моей статье в газете «Известия» было об этом упомянуто, генерал КГБ Кандауров замечательно мне ответил: «Вы зря так волновались, Сергей Иванович, о нашей безопасности, у нас было достаточно пулеметов, чтобы защитить себя».

 eiqeuiqztiqrkmp

Здания страхового общества «Россия» на Лубянской площади. Начало ХХ века

Теперь я бы хотел предъявить суду четыре фотографии, дополняющие заключение Министерства культуры о значении и некоторых особенностях памятника культуры, который едва не повредил художник Петр Павленский. На первой фотографии два здания страхового общества «Россия», ничем еще не примечательные, где разместилось ЧК после переезда в Москву. На следующей фотографии видим перестроенное второе здание, уже имеющее некоторые специальные особенности.

Лубянская площадь. 1958–1959. Источник: pastvu.com

Господин Петр Павленский и сотрудники Министерства культуры, вероятно, знают, что практически под той дверью, которую пытался повредить Павленский, находились и находятся тюремные камеры. Менее известно, что в глубине здания находится идущая наверх лестница, доходящая прямо до часов на крыше памятника и ведущая в прогулочные дворики для заключенных. Именно они загорожены от остального города странной архитектурной особенностью — трехметровой стеной на крыше. И в этом — в тюрьме, в тюремных двориках, нависающих над столицей России, — и заключено архитектурное и социальное своеобразие этого дома. К концу правления Хрущева Лубянка, как говорили, перестала использоваться как политическая тюрьма. Можно бы думать, что все это ушло в прошлое, но посмотрим на две следующие фотографии реконструкции нашего памятника. На одной из них виден процесс архитектурного объединения двух зданий, производившийся в 1983 году при Андропове.

Лубянская площадь. 1983. Источник: oldmos.ru

Казалось бы, если тюремные камеры в подвалах ушли в прошлое, то уже не нужны и прогулочные дворики для заключенных. Однако мы видим, что трехметровая стена вокруг этих двориков не только не была снесена, но успешно продлевается на соседнее здание. Время Хрущева прошло, и количество политзаключенных, по замыслу учителя господина Путина господина Андропова, по-видимому, должно только возрасти. Как известно, были уже заготовлены списки. По-видимому, то же происходит и в подвале с тюремными камерами.

И, наконец, на фотографии сегодняшнего вида исторического памятника мы видим, что небывалая ни в мире, ни в архитектурной практике особенность — трехметровая стена вокруг прогулочных двориков для заключенных — теперь обнимает полностью оба здания. Таким образом, дополнив заключение министерства, я хотел отметить, что едва не поврежденное здание является памятником не только уничтоженной с его помощью культуры, но и всероссийскому террору, искалечившему нашу страну и доведшему ее до нынешнего убожества.

artguide.com


Теги статьи: ФСБЛубянкаГригорьянц Сергей

Статьи по теме:

Сотрудники УВД Ленинского района МО обвиняются в участии в рейдерском захвате предприятия в Видном
В Ивановской области задержали двоих заместителей губернатора
В Херсонской области началась охота на "добросовестных" российских чиновников
ФСБ показала видео допроса боевика, который готовил теракт в храме в Майкопе
Мошенник выдавал себя за сотрудника ФСБ и решал служебные вопросы в Новосибирской области