«Шесть стрел» Мустафы Кемаля Ататюрка
«Шесть стрел» Мустафы Кемаля Ататюрка
В 1920 – 1930-х годах Турция совершила грандиозный исторический скачок, в результате которого она стала одной из высокоразвитых стран Азии.
Столь радикальная трансформация стала возможной благодаря болезненным, но эффективным реформам первого президента Турецкой республики – Мустафы Кемаля Ататюрка, входящего в плеяду выдающихся исторических личностей первой половины XX века.
«Народ, который идет на все жертвы ради жизни и независимости, не может потерпеть поражение. Поражение означает, что народ мертв».
Ататюрк
Закат Блистательной Порты
Османская империя или (как ее называли в Европе) Блистательная Порта возникла в 1453 г. на руинах Византийской империи, считавшейся последним оплотом греко-римской цивилизации. В течение XV – XVII ст. турки-османы создали огромное государство, владения которого находились в трех частях света – Европе, Азии и Африке. Английский историк Арнольд Тойнби (1889 – 1975) считал державу османов застывшей цивилизацией из-за того, что турецкие султаны, несмотря на свою значимость в мировой истории, уделяли слишком мало внимания модернизации и развитию своей страны. Жизнеспособность Османской империи на протяжении столетий обеспечивали постоянные войны, навязываемые ею своим многочисленным соседям. Таким образом, османлисы утверждали свой авторитет на международной арене, держа в постоянном напряжении близлежащие государства.
Блистательная Порта была также оплотом многочисленного мусульманского мира, унаследовав этот статус от Арабского халифата. Все исламские святыни (в том числе города Мекка и Медина) находились на ее территории. Империя контролировала большую часть средиземноморской торговли, выступая в роли транзитной державы между Востоком и Западом.
NOTA BENE
Османская империя, находясь в зените своей славы в XVI – XVII ст., состояла из: полуострова Малая Азия, Балканского полуострова, арабских земель Ближнего Востока, Северной Африки, значительной части Закавказья и Северного Причерноморья. Общая площадь страны составляла 5,2 млн. км2. Численность населения колебалась в пределах 15-30 млн. чел.
Османская империя считается самым большим исламским государством после Арабского халифата и самой живучей из всех когда-либо существовавших степных империй.
В основе экономики лежали войны и работорговля, обеспечивавшие постоянные поступления в государственную казну. Снижение внешнеполитической активности, частая смена султанов корпусом янычар, усиление соседних стран, наконец – научно-технический прогресс (который османская элита недооценивала) привели к постепенному упадку, некогда могучего государства исламского мира. Эпизодические реформаторские проекты не смогли модернизировать армию, терпевшую сокрушительные поражения во время серии русско-турецких войн: 1768 – 1774, 1787 – 1791, 1806 – 1812 гг., вследствие чего Северное Причерноморье, Крым и придунайские земли вошли в состав Российской империи.
В начале XIX в. империю сотрясали периодические национально-освободительные восстания в: Сербии (1804, 1815 г.), Греции (1821 – 1829 г.), сепаратизм Мухаммеда Али (1805 – 1848) в Египте (1831 – 1840 гг.). К середине XIX в. Османская империя оставалась довольно большим, но слабеющим государством, которое саркастично называли «больной человек Европы».
Стамбул, несмотря на острые политические разногласия внутри страны, предоставил автономию Сербии в 1826 г. и независимость Греции в 1829 –1830 г.
Усиление России, на фоне ослабления Османской империи, заставило Порту искать диалог с Западом. Европейские страны проводили по отношению к Османской империи дружественную, но, в то же время, прагматичную политику. Уже летом 1839 г. они официально объявили, что берут Порту под свое «коллективное попечение», а Лондонская конференция, ультимативно потребовавшая от Мухаммеда Али отказаться от плодов его побед, в 1840 г. узаконила это коллективное попечительство, причем у нового султана Абдул-Меджида (1839 – 1861) не было иного выхода, как принять его.
Острый внутриполитический и экономический кризис, военное поражение, давление держав, успешно добивавшихся все новых уступок и льгот, – все это ставило перед новым султаном и его советниками, наиболее известным из которых был Решид-паша (1800 – 1858), нелегкие задачи, решить которые можно было только с помощью очередного тура реформ. Требовались радикальные преобразования и именно к ним управители империи вынуждены были прибегнуть. Очередной тур обновления страны (1839 – 1870) получил наименование Танзимата («реформы», «преобразования»).
От танзимата к зулюму
Опубликованный в ноябре 1839 г. указ, получивший название Гюльханейский хатт-и-шериф гласил, что новый султан ставит своей целью обеспечить всем подданным гарантии безопасности их жизни, чести и имущества, отменить систему откупов и упорядочить налогообложение, а также изменить порядок призыва на военную службу. Для осуществления этой программы в начале 1840-х годов был проведен ряд изменений в сфере администрации (создание меджлисов – совещательных органов с участием немусульман при управителях вилайетов и санджаков), суда (составление уголовного и коммерческого кодексов), образования (создание системы светских школ), а также принят ряд мер для усовершенствования земельных отношений и развития экономики.
Реформы вызвали яростное сопротивление в стране, особенно со стороны духовенства и ревностных приверженцев ислама. В трансформации традиционной системы отношений они видели еще один шаг на пути к европеизации страны и, соответственно, к ослаблению своего влияния, что не могло не расцениваться ими как крушение архаических устоев государства.
Одним из наиболее уязвимых пунктов всей программы Танзимата был вопрос о статусе многочисленных подданных империи, не принадлежавших к числу турок и вообще мусульман. Попытка уравнять в правах немусульман с мусульманами встретила наибольшее сопротивление в стране. В результате так и не был изменен порядок призыва на военную службу (армия по-прежнему комплектовалась из мусульман). Более того, проблема статуса христиан вызвала конфликт с Россией, претендовавшей на покровительство по отношению к ним и к «святым местам» в Палестине, что, в конечном счете, явилось поводом для начала Крымской войны 1853 – 1856 гг.
СПРАВКА
Как известно, формальным поводом к началу Крымской войны между Россией, Османской империей и коалицией европейских государств стал религиозный конфликт между католиками и православными. Под давлением французского императора Наполеона III (1852 – 1870) турецкое правительство передало ключи от храма Рождества Христова в Вифлееме католическому духовенству. Тогда российский император Николай I (1825 – 1855) направил в Стамбул чрезвычайного посла Александра Меншикова (1787 – 1869) с настойчивыми требованиями, чтобы православные подданные султана Абдул-Меджида были поставлены под особое покровительство российского царя. В мае 1853 г. Османская империя отказалась удовлетворить ультиматум российского императора, после чего Россия разорвала дипломатические отношения с Портой и оккупировала ее Дунайские княжества – Молдавию и Валахию.
9 (27) сентября 1853 г. Стамбул в ультимативной форме потребовал от России вывести свои войска, а 16 (4) октября 1853 г. объявил войну.
В результате непродолжительной военной кампании Россия выступила с инициативой о прекращении боевых действий. Это была последняя большая победа османов.
Согласно условий Парижского мирного договора от 30 (18) марта 1856 г. Российской и Османской империям запрещалось иметь военно-морские базы и военно-морской флот в Черном море. Южная Бессарабия с устьем Дуная отходила к Молдавскому княжеству. Валахия, Молдавия и Сербия переходили под коллективный протекторат великих государств, оставаясь в номинальной зависимости от турецкого султана.
Россия обязалась не строить укреплений на Аландских о-вах в Балтийском море, а также отказывалась от претензий по «защите» православного населения Османской империи. Российская империя оказалась в дипломатической изоляции, которая на фоне общей экономической отсталости страны заставила власть начать реформы.
Крымская война стала последним военным триумфом Османской империи в XIX веке.
По итогам войны Турция оказалась в стане победителей, но эта победа была для нее «пирровой», так как сильно истощила казну и положила начало драматически нараставшей внешней задолженности страны. Главным же результатом войны и связанного с этим очередного нажима держав было продолжение танзиматских реформ.
Реформы 1850 – 1860-х годов сделали еще один шаг по пути установления равенства всех подданных империи:
• был учрежден официальный статус немусульманских общин-миллетов (греческой, армянской, еврейской и др.);
• объявлено о допуске их представителей к государственной службе (вопрос об участии их в армии остался нерешенным);
• был принят важный закон о земле, отменены цеховые регламенты в городах, упорядочена система налоговых откупов;
• судебная власть была отделена от административной, а полномочия шариатских судов несколько урезаны.
• было создано министерство просвещения, ведавшее светскими учебными заведениями, вплоть до высших.
И самое главное – реформы предоставили немало прав и льгот иностранному капиталу, прежде всего в вопросе собственности на недвижимость.
СПРАВКА
Благодаря реформам в стране заработала кредитно-банковская система, основанная на англо-французском капитале. Было введено общеобязательное светское образование, как для мусульман, так и для неверных.
Обновленная армия пополнялась за счет рекрутских наборов. Общее число ВС Османской империи составляло 210 тыс. чел., а также 490 тыс. резервистов.
Увеличилось число государственных чиновников. Их количество превышало 100 тыс. чел.
Правительство начало раздавать концессии иностранцам на строительство дорог (в т.ч. ж/д), транспортные перевозки, эксплуатацию земных недр и владения недвижимостью.
Осуществление всех этих реформ было связано с деятельностью видных реформаторов второй половины XIX в.: Али-паши и Фуад-паши, советников Абдул-Меджида и его преемника Абдул-Азиза I (1861—1876), руководивших правительством империи. Руководствуясь доктриной османизма (все подданные империи – османы), они стремились сохранить доминирующее положение турок в стране при формальном равенстве всех населяющих империю народов. Понимая необходимость дальнейшей европеизации страны, они делали соответствующие уступки иностранному капиталу, хотя отчетливо осознавали, сколь непопулярна эта политика и какие мощные силы в империи противостоят ей.
Что касается уступок, то они сводились к тарифным льготам (8% – единый таможенный налог для иностранных товаров), к подтверждению режима капитуляций, к учреждению ведущего в финансовых делах империи англо-французского Оттоманского банка (1856 г.), вскоре приобретшего статус государственного, а также к обширным капиталовложениям в промышленное и железнодорожное строительство, добычу и обработку сельскохозяйственного и иного сырья.
Следует заметить, что одновременно рос внешний долг страны, ибо дефицит государственного бюджета со времен Крымской войны погашался за счет займов. Задолженность к 1876 г. достигла огромной суммы в 6 млрд. франков. Платой за это было все более широкое предоставление иностранному капиталу возможностей для проникновения в экономику империи. Результатом этого было постепенное изменение хозяйства страны, втягивавшейся в мировой рынок. Изменялся облик экономики как в сфере традиционного ремесла и торговли, так и в области сельского хозяйства. Все более заметные позиции в хозяйстве занимала нарождавшаяся промышленность, для ее нужд создавалась развитая инфраструктура.
Все эти в общем позитивные для страны перемены, включая и то, что следствием их было экономическое вторжение в страну иностранного капитала, сопровождались ростом национального самосознания, особенно в среде образованных интеллектуалов. В 1865 г. возникло тайное общество «новых османов», ставившее своей целью создать в стране режим конституционной монархии. В начале 1870-х годов в Стамбуле начала издаваться газета «Ибрет» («Наставление»), отражавшая идеи организации. И хотя газета вскоре была закрыта, позиции сторонников конституции, во главе которых стал видный сановник империи Мидхат-паша, к середине 1870-х годов заметно усилились. Массовые выступления учащихся в мае 1876 г. послужили сигналом для начала решительных действий: султан Абдул-Азиз (1861 – 1876) был низложен, а новый султан Абдул-Хамид II (1876 – 1909) согласился на конституцию, которая была официально принята 23 декабря 1876 г. Османская империя официально стала конституционной монархией.
Конституция провозглашала основные права и свободы граждан империи, создала двухпалатный парламент и несколько ограничила прерогативы султана. Но избранный парламент оказался послушным воле монарха, а великий визирь Мидхат-паша (1822 – 1884) был в феврале 1877 г. выслан из страны. Султан, несмотря на все конституционные ограничения его власти, явно становился хозяином положения. И для этого были веские причины. Дело в том, что перемены и преобразования 1840 – 1860-х годов, т. е. все танзиматские реформы и тесно связанные с ними изменения в экономике страны, бывшие результатом проникновения в империю иностранного капитала, принесли некоторые выгоды лишь городским слоям населения. Стоит напомнить, что это было в то время в значительной мере нетурецкое и даже немусульманское население страны. Что же касается собственно турок, то они не только не имели выгод от нововведений и не могли воспользоваться их плодами, но напротив, чувствовали себя ущемленными в своем привычном привилегированном положении и даже несли некоторые экономические потери, в частности в связи с земельной реформой.
Разжигаемое мусульманским духовенством недовольство со временем становилось все более ощутимым, чем и воспользовался новый султан, нашедший в этом недовольстве мощную опору для противодействия конституционалистам. Поражение в русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг. лишь подлило масла в огонь: его легко можно было объяснить следствием нововведений, ослаблявших власть правителя.
В феврале 1878 г. Абдул-Хамид совершил государственный переворот: парламент был распущен, а империя на долгие годы была превращена в весьма мрачную деспотию (в Турции годы правления Абдул-Хамида стали именовать термином «зулюм» – деспотия, тирания).
Режим зулюма обернулся для империи взрывом реакции, фактической отменой всех завоеванных ранее прав и гарантий личности, разгулом беззакония и произвола, взяточничества и казнокрадства, доносов и арестов. Пресса была либо закрыта, либо поставлена под строгий надзор цензуры. Полурегулярная кавалерия «хамидие», исполнявшая жандармские функции и состоявшая из башибузуков, наводила страх на население, особенно в нетурецких районах империи, где произвол и насилие порой оборачивались страшными погромами с десятками тысяч беззащитных жертв, как то произошло в турецкой Армении осенью 1894 г.
Беззащитной перед лицом реакции оказалась и слабая еще система светского образования: школьные учебники строго пересматривались, специальные средние учебные заведения и Стамбульский университет являли собой жалкое зрелище, а временами и вовсе закрывались. На всех получивших европейское образование смотрели косо, как на неблагонадежных.
Венцом всей системы зулюма стало ее идеологическое обрамление – доктрина панисламизма, ставившая султана-халифа главой всех мусульман. Идеологи панисламизма: Джа¬маль ад-Дин аль-Аф¬га¬ни (1839 – 1897) и Мухаммада Абдо (1849 – 1905), заложившие основы доктрины, вынуждены были ориентироваться на Абдул-Хамида, а аль-Афгани даже провел последние годы жизни (1892 – 1897) в Стамбуле.
Однако следует заметить, что в представлении идеологов доктрины панисламизм являл собой движение, ставившее своей целью как-то приспособить мир ислама к существованию в новых условиях и противопоставить мусульманское единство натиску европейского колониализма. Что же касается Абдул-Хамида, то он воспринимал смысл доктрины иначе, видя в панисламизме лишь хорошее средство укрепления собственной власти в империи и поддержки этой власти за пределами страны. Неудивительно, что на практике (султан и его политика) панисламизм скоро превратился в сугубо реакционную идеологию, сила и влияние которой в мире и империи уменьшались по мере упадка власти султана.
Нельзя сказать, чтобы Абдул-Хамид был чересчур рьяным мусульманином-панисламистом. В частности, он хорошо сознавал зависимость империи от держав, что сильно сдерживало его в глобальных устремлениях. Зависимость эта все росла, особенно финансовая. Еще в 1875 г. впервые был поставлен вопрос о невозможности выплачивать внешние долги, а в 1879 г. империя официально объявила себя банкротом. Результатом было создание Управления оттоманского долга (1881), в ведение которого, т. е. в распоряжение держав, поступали доходы от государственных монополий на табак, соль, спирт и ряд налогов.
Вначале в Управлении и вообще в сфере экономической и промышленной экспансии преобладали англичане и французы, но с конца века, особенно после приобретения железнодорожной концессии в Анатолии и начала строительства железной дороги в Багдад (1888 г.), ведущие позиции в экономике Турции стали переходить к немцам. Немецкие офицеры приступили к реорганизации турецкой армии.
Европеизация Турции, несмотря на сопротивление панисламистов, понемногу делала свое дело. Пусть конституционные права нарушались, но они существовали в умах и стремлениях нового поколения, выросшего и сформировавшегося в борьбе за эти реформы. Нельзя забывать и о городском населении, пользовавшемся плодами экономического роста и промышленного развития страны и тоже стоявшем за реформы, против возврата к прошлому. Наконец, несмотря на притеснения, в стране работали светские учебные заведения, выпускавшие все новые отряды турецкой интеллигенции, вполне очевидно ориентировавшейся на европейские знания, демократические права и культурные традиции.
Реакционная политика Абдул-Гамида привела к отказу великих держав от соблюдения принципа сохранения территориальной целостности Османской империи. В 1881 г. Франция захватывает Тунис, в том же году Греция присоединяет Фессалию, в 1882 г. Великобритания оккупирует Египет, в 1885 г. Болгария аннексирует Восточную Румынию. В ходе антиосманского восстания в 1897 г. от империи откалывается о. Крит.
СПРАВКА
Национально-освободительные движения стали реакцией на ужесточение режима и неэффективные шаги власти в процессе управления полиэтничной Османской империей.
Болгары, греки, армяне, курды и даже мусульмане-албанцы стали на путь сепаратизма. Султан не нашел способа лучше, нежели сталкивать лбами представителей различных этносов: болгар с греками в Македонии, курдов с армянами в ходе подавления восстания в Турецкой Армении 1894 г.
Одним словом, в Османской империи складывалась ситуация, обычная для многих стран Востока той эпохи: традиционная структура, поставленная в условия насильственного проникновения в нее колониального капитала, сопротивлялась и приспосабливалась одновременно, причем обе стороны этого процесса были представлены соответствующими тенденциями и политическими силами.
В Османской империи конца XIX в. силы традиционализма были представлены режимом зулюма. Понемногу вновь консолидировались и представители течения реформаторов, у истоков которого в свое время стояли как осуществлявшие реформы сановники империи, так и интеллигенты из числа «новых османов».
На смену новым османам в условиях зулюма в конце XIX в. пришли младотурки, создавшие тайное общество «Единение и прогресс». Одним из его членов был будущий создатель Турецкой республики – Гази Мустафа Кемаль-паша (1881 – 1938), более известный как Мустафа Кемаль Ататюрк.
Мустафа Кемаль
Будущий первый президент Турции, родился в греческом городе Салоники в 1296 году Хиджры (в 1881 году) в семье мелкого таможенного служащего (затем торговца лесом и солью) Али Риза Эфенди (1839 – 1888) и крестьянки Зюбейде-ханым (1857 – 1923). Мустафа был четвертым ребенком из пятерых детей Али и Зюбейде. Трое его старших братьев и сестер умерли в младенческом возрасте. Родители не были уверены в том, что и четвертый ребенок выживет. Тогда мать поклялась: если это произойдет – ее сын посвятит себя Аллаху. По достижении шести лет родители отдали мальчика в медресе. Однако уже через неделю ученик наотрез отказался посещать исламскую школу. Существует версия, что причиной его столь неординарного шага был конфликт с одним из наставников. Его перевели в светскую школу, где вскоре, благодаря учителю математики он получил прозвище Кемаль, что в переводе с турецкого означает «смышленый».
Али Риза Эфенди – отец Мустафы Кемаля
По мнению его вдовы, 47-летнего Али: «мужа подкосили коммерческие неудачи, он потерял волю к жизни и его организм перестал сопротивляться болезням».
После смерти отца семью Ататюрка постигла бедность. Тогда, дабы не обременять мать, Кемаль решил поступить в военное училище г. Битола (Македония), где обучение велось за казенный счет. В военном лицее вместе с Кемалем обучались юные отпрыски турецкой элиты, что позволило будущему президенту обзавестись полезными связями. И хотя он не принадлежал к турецкому истеблишменту, училище стало для Ататюрка социальным лифтом, позволившим со временем проявить себя на военном поприще. Словом, военная стезя была призванием Мустафы Кемаля, а исторические обстоятельства в совокупности с незаурядными качествами этого человека со временем вознесут его на вершину власти.
Зюбейде-ханым со своими детьми: Макбуле и Мустафой 1905 г.
Сначала у неё родилась дочь Фатьма, затем сын Умар, потом сын Ахмет, но все они умерли в младенчестве. Предположительно в 1881 году родился сын Мустафа, в 1885 году дочь Макбуле, которые выжили. В 1889 году ещё родилась дочь Наклийе, но она ещё ребёнком умерла от туберкулёза.
Читайте также: Армяно-азербайджанский конфликт в Нагорном Карабахе: перезагрузка?
В 1889 г. Мустафа Кемаль поступает в Оманскую военную академию, потом (в 1901 г.) в Высшее военное училище Генерального штаба. В этот период молодой офицер увлекся революционными идеями и вместе с товарищами создал тайное общество «Ватан», что в переводе означает «родина». О существовании этой организации очень скоро стало известно турецким спецслужбам. Как следствие, в 1904 г. актив этой (оппозиционной режиму) организации был арестован. От тюрьмы Мустафу спасло заступничество администрации Османской военной академии, выхлопотавшей для заблудшего штабс-капитана военную ссылку в Дамаск. В Сирии Кемаль впервые узнал, что такое настоящая военная служба. А в 1906 г. он организовывает тайное общество «Ватан ве хюррирет» («Родина и свобода»), влияние которого опальный офицер планировал распространить в ряде воинских частей, расквартированных в ближневосточных владениях османов. Однако из-за тактических разногласий он выходит из этой организации и примыкает к более радикальному революционному движению «Единение и прогресс», вынашивавшему идею преобразования Османской империи в конституционную монархию. Принято считать, что участие Ататюрка в вышеуказанных организациях относит его к движению младотурок.
Мустафа Кемаль в одежде янычара
СПРАВКА
Единение и прогресс (осм. إتحاد و ترقى – İttihâd ve Terakkî, тур. İttihat ve Terakki) – политическая партия турецких буржуазных революционеров – младотурок. Основана 21 мая 1889 года под названием «Общество османского единства».
Основные цели – смещение режима султана Абдул-Хамида II, восстановление конституции 1876 года и созыв парламента. После разгрома этой организации, ее актив оказался в Париже, где ее лидеры выработали более четкую тактику дальнейшей борьбы. Не исключено что иттихадисты-младотурки активно сотрудничали с французским (а возможно, и немецким) генштабом и разведкой Франции и Германии, субсидировавшими их революционную деятельность.
В результате вооружённого переворота осуществленного младотурками 23 июля 1908 года была провозглашена конституция. «Общество османского единства» пришло к власти, и затем было преобразовано в партию.
В начале 1913 года всю власть в партии и в стране захватил «триумвират» состоящий из: Энвер-паши (1881 – 1922), Талаат-паши (1874 – 1921) и Джемаль-паши (1872 – 1922). Они же впоследствии стали главными инициаторами и организаторами геноцида армян в 1915 г.
Младотурки (турецкие эсеры) являются темной лошадкой турецкой истории. Подобно российским большевикам они брали деньги на революцию, как у французов, так и у немцев. Щедрость правительств этих стран объясняется стремлением втянуть Османскую империю в свои военно-политические блоки.
Очевидно посылы германского мира были более щедрыми, ведь Турция вступит в Первую мировую войну на стороне Тройственного союза.
Младотурецкая революция
Как известно, летом 1908 г. офицеры расквартированных в Македонии турецких войск Ниязи-бей и Энвер-бей выступили со своими отрядами против Абдул-Хамида с требованием восстановления конституции. Султан был вынужден принять это требование, и уже осенью 1908 г. открылись заседания вновь избранной палаты депутатов, где младотурки имели две трети мест.
Лидеры младотурок: Энвер-паша, Талалат-паша, Джемаль-паша
NOTA BENE
Цели младотурок были весьма консервативными и заключались не в смене государственного строя, а лишь в том, чтобы прийти к власти и спасти империю от краха, положив конец практике домогательства иностранными государствами реформ в интересах национальных общин империи. В самой программе действий младотурки взяли за основу постулаты армянской и македонской националистических организаций, культивировавших культ террора. Младотурецкой тайное товарищество создало отряды смертников (фидаев), готовых уничтожить кого угодно, если он представлял опасность для родины. Идеи младотурок привлекали военных.
Мустафа Кемаль – молодой офицер турецкой армии
Правда, вскоре султан, опираясь на верные ему войска в Стамбуле, попытался было взять реванш: весной 1909 г. он вновь распустил парламент, восстановил всю полноту власти шариата и начал преследовать деятелей младотурецкого движения. Но лидеры младотурок из Салоник двинули на Стамбул свои вооруженные силы, которые с боями заняли столицу и низложили Абдул-Хамида, захватив при новом султане Мехмеде V (1909 – 1918) всю реальную власть в свои руки. Так завершился военно-революционный переворот, именуемый в историографии младотурецкой революцией (3 июля 1908 – 27 апреля 1909 г.).
Спаситель Стамбула
Во всех этих событиях молодой Мустафа Кемаль активного участия не принимал, но и политику младотурецкого триумвирата не поддерживал. Несмотря на его близость к Энвер-паше, слишком горячего, строптивого и популярного в войсках Мустафу Кемаля летом 1909 г. отправили на стажировку во Францию… Франция произвела на Мустафу Кемаля огромное впечатление: он стал убежденным антантофилом. По возвращению на родину Ататюрк был назначен командующим 3-м армейским корпусом, расквартированным на территории Греции. Его попытки реорганизации вверенного армейского подразделения привели к конфликту с военным министром М. Шевкетом и Мустафу Кемаля в приказном порядке направили в генеральный штаб. Боевое крещение будущий основатель Турецкой республики прошел во время Итало-турецкой (29 сентября 1911 – 18 октября 1912 г.), а затем, Второй Балканской (29 июня 1912 – 29 июля 1913 г.) воен. Именно во время Второй Балканской войны впервые проявился полководческий талант Мустафы Кемаля. Он организовывает отпор болгарскому вторжению и отвоевывает Адрианополь (Эдирне). Контроль за проливами удалось сохранить, а Османская империя вновь стала европейской страной.
Его ратные подвиги были отмечены руководством: Ататюрк получил чин подполковника.
Начавшаяся первая мировая война раскрыла военный талант Мустафы Кемаля. Несмотря на личную неприязнь к прогерманской позиции политической элиты, полковник принимает активное участие в боевых действиях против армий Антанты. Наиболее известным сражением стала битва у Галлиполи (19 февраля 1915 – 9 января 1916 г.), в ходе которой англичане планировали захватить Стамбул и соединиться с наступавшими с востока русскими.
Дарданнельскую десантную операцию разработал мало кому известный первый лорд Адмиралтейства – Уинстон Черчилль (1874 – 1965). Сражение при Галлиполи было одной из немногих побед турецкой армии в ходе Первой мировой войны. Говорят, что в ходе одного из ожесточенных боев полковник Кемаль, дабы ободрить своих солдат, произнес свою знаменитую фразу: «Я не приказываю вам атаковать, я приказываю вам умирать», и сам повел содат в атаку. Интересен тот факт, что этот приказ солдатами безропотно выполнялся.
Полковник Мустафа Кемаль со своими подчиненными во время обороны Галлиполи
Несмотря на потери (около 25 тыс. чел.) Османской империи удалось отстоять свой суверенитет и контроль над проливами. За военные успехи Мустафа Кемаль получил звание генерала (паши) и уважительное прозвище «Спаситель Стамбула»
Мустафа Кемаль-паша. 1918 г.
В 1916 г. Мустафа Кемаль командует 2-й и 3-й армиями, остановившими наступление русских на Кавказе. Ему пророчили пост военного министра, ведь его популярность в войсках была огромна. Однако младотурецкий триумвират, опасаясь растущего авторитета новоиспеченного генерала, сначала (в 1917 г.) отправил его в отпуск «для лечения», а потом решил делегировать его в составе военной миссии в Германию. Фактически это означало ссылку. Мустафа Кемаль на время оказался не у дел.
Между тем сложная обстановка на фронте заставила младотурецкое правительство вновь прибегнуть к услугам непослушного Кемаль-паши. В январе 1918 г. он воглавлял 7-ю армию, которая вела бои с англичанами близ г. Алеппо. В октябре того же года Мустафа Кемаль был назначен командующим к тому времени уже разгромленной сирийской группой армий «Йылдирим».
После капитуляции Османской империи Кемаль-паша в 1919 г. был послан в Анатолию для подавления антисултанских выступлений. Несколько позднее – он был назначен генерал-инспектором турецкой армии. Это была последняя военная должность Мустафы Кемаля. Его военная карьера закончилась: начиналась революционно-политическая страница его биографии.
Крах Османской империи
Упадок сельского хозяйства привел к голоду и многочисленным этническим восстаниям. Младотурецкое правительство прибегло к излюбленной тактике стравливания одних народов с другими. Кроме армянской резни, такая политика младотурок привела к уничтожению айсоров, сирийских и ливанских арабов.
СПРАВКА
Османская империя присоединилась к Тройственному союзу 2 августа 1914 г. Энвер-паша полагал, что победоносная война способна восстановить авторитет власти, подавить антиправительственные восстания и сохранить (а возможно, и расширить) пределы страны. 29 октября 1914 г. султан объявил джихад («священную войну») странам Антанты.
Султан приказал закрыть проливы, что подрывало экономику России и сковывало ее военный потенциал. В ноябре 1914 г. турецкая эскадра подвергла бомбардировке Одессу и ряд других российских военных баз. Как следствие, в ноябре 1914 г. Антанта объявила войну Османской империи.
Настоящей авантюрой для турецкой армии стал Кавказский фронт, где армия султана терпела поражение за поражением.
Несмотря на это Россия вынуждена была держать на Юге значительный военный контингент так необходимый на Западном фронте.
Османская империя имела самое большое количество фронтов (Балканы, Восточная Анатолия, Месопотамия, Синай) в ходе Первой мировой войны. При этом ни военные ни экономические ремурсы ни траспортная сеть не отвечали этим вызовам. Реорганизация турецкой армии проводилась немецкими военными советниками. Но к началу войны этот процесс завершить так и не удалось. В турецких вооруженных силах явно не хватало талантливых командиров Из всех баталий турки одержали лишь две победы: в р-не Галлиполи и близ г. Кут-аль-Амара, где им в 1915 – 1916 гг. удалось окружить британский экспедиционный корпус.
За годы войны Османская империя потеряла около 3 млн. человек.
Как известно, Первая мировая война ускорила распад Османской империи. Потерпев поражение, страны Четвертного союза были вынуждены согласиться с унизительными условиями мира. Согласно Мудросскому перемирью, подписанному 30 октября 1918 г. на борту британского крейсера «Агамемнон», проливы Босфор и Дарданеллы становились открытыми.
Читайте также: Политика «финляндизации» Карла Маннергейма
Не встречая сопротивления, в течение нескольких часов 13 ноября 1918 г. войска Антанты захватывают Стамбул. Оккупация столицы империи длилась до 23 сентября 1923 г. 15 мая 1919 г. греческие войска вошли в Измир. Турецкое правительство капитулировало, согласившись на полную оккупацию страны. Положение было отчаянным. Члены младотурецкого триумвирата бежали. Турецкая армия была деморализирована, а согласно положению Мудросского перемирия должна быть распущена. Султан Мехмед VI (1918 – 1922), являясь марионеткой в руках англичан, проявлял нерешительность в оказании сопротивления интервентам, что грозило исчезновением турецкого государства с политической карты мира.
Экс-паша против султана
Во время оккупации возникает несколько оппозиционных турецких политических партий. Но султан, слушая советы интервентов, пытается предотвратить образование оппозиции и 21 декабря 1918 г. распускает парламент. В то же время в стране активизируются силы национального сопротивления, лидером которых было суждено стать Мустафе Кемаль-паше.
Султан Мехмед VI
Позиция главы государства в вопросах будущего страны была реакционной и консервативной. Не желая кровопролития, султан во всем потакал интервентам.
На фоне социального протеста против оккупационных действий Антанты, Мустафа Кемаль-паша подает в отставку и организовывает 23 июля – 6 августа 1919 г. в г. Эрзерум, а затем в г. Сивас созыв Национального конгресса. Конгрес проходил 4 – 11 сентября 1919 г. Конгресс избрал временное правительство – Представительский комитет, который возглавил Мустафа Кемаль. Во время конгресса Мустафа Кемаль предложил программу выхода из кризиса, получившую название «путь спсения», суть которого сводилась к борьбе за независимую турецкую республику. У него нашлось множество приверженцев, которых стали называть кемалисты. Кемаль-пашу поддержали представители нового поколения предпринимателей, патриотичской интеллигенции и офицерства.
Мустафа Кемаль – лидер турецких патриотических сил
В противовес кемалистам в январе – марте 1920 г., с подачи англичан, султан созывает заседание парламента, который должен был легализировать пробританскую политику Османской империи. Однако депутаты высказываются за суверенитет страны и право самостоятельно решать судбьу ее территорий путем плебисцита.
По требованию сторонников Мустафы Кемаля созванный им в Анкаре меджлис принимат Декларацию независимости Турции, более известную как «национальный обет». Патриотическая депутатская позиция стамбульского парламента, привела к тому, что 17 марта 1920 г. султан распустил высший представительский орган империи. Буквально на следующий день 18 марта 1920 г. Мустфа Кемаль объявил о созыве Национального собрания в Анкаре. За неподчинение власти султан приказал арестовать непокорного генерала, объявив джихад ему и всем кемалистам. В стране начались политические репрессии.
Великое Национальное собрание Турции (ВНСТ) начало свою работу 23 апреля 1920 г. Председателем ВСНТ стал Мустафа Кемаль, провозгласивший новый орган власти единственно легитимной властной структурой управления страной. Это означало возникновения двоевластия, что, в свою очередь, привело к началу гражданской войны между сторонниками султана, окопавшимся в Стамбуле, и кемалистами, опорной базой которых стала Анкара.
В зоне иностранной оккупации начали действовать партизанские отряды, количество которых постоянко увеличивалось. По всей стране стали возникать общества защиты прав местного населения, в руководстве которых основную роль играли представители интеллигенции и патриотически-настроенного офицерства. Эти события стали началом кемалистской революции, охватывающей период с 19 мая 1919 г. по 29 октября 1923 г.
Кемалистская революция
Такое развитие событий играло на руку интервентам, начавшим собственную игру, направленную на расчленение остатков Османской империи. В рамках Парижской мирной конференции (18 января 1919 – 21 января 1920 г.) сателлиту Германии – османской Турции были навязаны условия Севрского договора, подписанного правительством султана 10 августа 1920 г.
NOTA BENE
Севрский договор оформил фактический раздел страны, которая теряла Палестину, Трансиорданию, Ирак, Сирию, Ливан и другие земли, составлявшие 80% её территории.
Над черноморскими проливами (Босфор и Дарданеллы) был установлен международный контроль стран Антанты (главным образом Великобритании). Проливы демилитаризировались, а любые нечерноморские государства получали беспрепятственное право на прохождение через них своих военных судов. Турция, ограниченная частью п-ова Малая Азия и небольшой полоской европейской территории около Стамбула, по существу была поставлена в положение колониальной зависимости.
Один из парадоксов Севрского договора состоит в том, что он так и не был ратифицирован ни одним из представительских органов стран, которые его подписали, а, следовательно, не мог быть реализован в полной мере.
Территориальный раздел остатков Османской империи, согласно Севрскому договору
Султанская империя агонизировала. Союзники аннексировали все ее внешние владения (Балканы, арабские земли). Державы Антанты назначили в Стамбуле своих верховных комиссаров, взяли под контроль банки, фабрики, рудники, железные дороги и государственные учреждения. Все это нанесло тяжелый удар по экономическим интересам различных слоев турецкого общества. Встал вопрос о том, какой быть послевоенной Турции. В эти трудные дни решение вопроса взял на себя сам турецкий народ во главе с его новыми лидерами, отошедшими от лозунгов младотурок и поставившими во главу угла тезис о независимости собственного государства. В стране фактически началась народная революция, направленная на сохранение территориальной целостности и государственной независимости все еще Османской империи. Лидером революционно настроенной части турецкого общества и стал Мустафа Кемаль.
Дабы подавить подъем национально-освободительных сил и решить турецкий вопрос раз и навсегда, правительства стран Антанты начали реализовывать план расчленения Оманской империи согласно проекту Севрского договора. Эта задача была возложена на греческую армию, которая высадившись на побережье п-ова Малая Азия, начала продвижение в пределы своей зоны оккупации, очерченной Севрским договором. На востоке страны активизировались армяне и курды, начавшие свою войну за независимую Армению и суверенный Курдистан. Страну вновь охватили сепаратистские настроения, угрожавшие полным развалом.
Несмотря на антагонизм между Стамбулом и Анкарой, в сентябре 1921 года султан назначил опального Кемаль-пашу Верховным главнокомандующим вооруженных сил империи. Авторитет будущего президента Турции значительно вырос. Годом ранее, в 1920 г. Кемаль успешно отразил нападение многочисленной армянской армии и в ходе контрнаступления захватил значительную часть территории бывшей российской Армении, включая область вокруг священной горы Арарат. Согласно Карскому (13 октября 1921 г.) и Московскому договору (16 марта 1921 г.) к Османской империи были присоединены большая часть армянской территории с городами Карс и Ардаган, а также Южно-Батумский округ Грузии – так называемая Южная Аджария.
Мустафа Кемаль среди представителей делегации Советской России
Борьба турок с армянами и курдами отчасти была на руку большевикам, стремящимся подавить националистические выступления и включить Закавказье в состав будущей советской империи. В этом вопросе интересы Мустафы Кемаля и Владимира Ленина (1870 – 1924) совпадали. Так началось сотрудничество революционной России и революционной Турции.
СПРАВКА
Как известно, российские большевики вынашивали идею мировой революции. В этом вопросе Османской империи отводилась особая роль. Кремль видел в униженном и оскорбленном турецком государстве «революционный факел Востока».
Провал европейской социалистической революции (после неудачной советско-польской войны 1919 – 1921 гг.) заставил Совнарком искать альтернативные очаги восстаний в Азии. Недовольная политикой Антанты, Османская Турция идеально подходила на эту роль. Вопросами вооружения, обучения, продовольственного обеспечения, а главное – финансирования турецких товарищей, занимался Коминтерн и ГПУ.
Мустафа Кемаль уважал Ленина и восхищался социалистической революцией в России, что номинально делало их единомышленниками. Турецкая армия подавила восстание армян и курдов, что, конечно же, было на руку большевикам.
Во многом благодаря «интернациональной помощи» Советской России, тактическому союзу Мустафы Кемаля и Владимира Ленина, турецким патриотическим силам удалось одержать победу над греческими интервентами, оккупировавших часть Малой Азии и к 1923 г. вернуть контроль над страной.
Подписание Договора о дружбе и братстве между РСФСР и Турцией
16 марта 1921 г.
Согласно этому документу была достигнута договоренность об оказании со стороны Советской России помощи Турции деньгами (в сумме 10 млн. золотых рублей) и военными материалами
NOTA BENE
По советским официальным данным во исполнение договоренности 1920 г. и в соответствии с договором от 16 марта 1921 г. через Новороссийск, Туапсе и Батуми в Турцию в течение 1920-22 гг. было поставлено 39 тысяч винтовок, 327 пулеметов, 54 орудия, 63 млн. патронов, 147 тысяч снарядов и т.п. С восточных границ было переброшено военное оборудование, оставленное русской армией в 1918 г.
В 1921 г. переданы два морских истребителя «Живой» и «Жуткий». В Анкаре советское правительство помогло со строительством двух пороховых фабрик, одновременно поставив в Турцию оборудование для патронного завода и сырье для производства патронов.
Кроме того, советская дипломатическая миссия во главе с советником Яном Упмал-Ангарским в 1920 г. передала представителям ВНСТ 200,6 кг золота в слитках, обещанного Совнаркомом на переговорах в Москве. Михаил Фрунзе (1885 – 1925) в Трабзоне предоставил турецким властям 100 тысяч руб. золотом для организации приюта для детей, потерявших родителей на фронте.
«Отец» советской военной разведки (ГРУ) Семен Аралов (1880 – 1969) в апреле 1922 г. передал в дар турецкой армии 20 тысяч лир на приобретение походных типографий и киноустановок. Помимо этого, в начале 1922 года Турции было передано несколько партий оружия. 3 мая 1922 г. полпред РСФСР в Анкаре С. Аралов передал турецкому правительству 3,5 млн. зол. рублей – последний взнос из 10 млн. руб., обещанных при подписании договора 1921 г. И это лишь вершина айсберга советской помощи революционной Турции.
С целью завоевания лояльности со стороны Совнаркома, Мустафа Кемаль-паша приказал даже создать бутафорскую турецкую коммунистическую партию. Но после выполнения обязательств советской стороной – распорядился распустить ее.
Война с греческими войсками, захватившими Смирну (Измир) и другие прибрежные районы, длилась полтора года. В этой войне Кемаль получал советскую военную и продовольственную помощь. В январе и в августе – сентябре 1921 года греки предприняли попытку захватить столицу Кемаля – Анкару. Но турецкие войска, состоящие преимущественно из воинственных курдов, остановили греческое наступление у местечка Иненю и на реке Сакарье. За эти победы Кемаль получил от Великого национального собрания титул Гази – Победитель. Он также сумел договориться с итальянцами и французами об эвакуации их войск соответственно из юго-западной Анатолии и Киликии. 18 августа 1922 года турецкая армия начала генеральное наступление и отбросила греков к побережью Эгейского моря. 5 сентября пала Бурса. Главный удар Кемаль наносил в западном направлении вдоль железной дороги на многострадальную Смирну.
Отступавшие греческие войска вымещали свою злобу на мирных турецких жителях, убивая и грабя. Более миллиона турок лишились крова, так как их дома были разрушены греческими солдатами. То же самое творили турки по отношению к греческому гражданскому населению. 9-11 сентября они взяли Смирну приступом и учинили в городе настоящую резню.
Греческая армия стала полностью небоеспособной. Турки взяли в плен 40 тысяч человек, 284 орудия, 2 тысячи пулеметов и 15 самолетов. Еще больше, до 60 тысяч греческих военнослужащих, погибло. У греков не хватало тоннажа и портов для эвакуации. Уйти на Балканы на английских судах удалось не более одной трети греческой армии.
В октябре войска Кемаля заняли Стамбул и Восточную Фракию. Великобритания согласилась, чтобы эта территория отошла Турции. Гражданская война закончилась победой турецких национально-патриотических сил.
Победа в гражданской войне, изгнание интервентов и восстановление территориальной целостности, считаются последним этапом победоносной кемалистской революции в Турции.
Да здравствует турецкая республика!
Восстановив контроль над государством Гази Мустафа Кемаль-паша решает изменить политический режим и форму государственного правления в стране.
1 ноября 1922 года национальное собрание принимает закон об отделении султаната и халифата от государства и об упразднения первого. Правительство султана объявило о своем самороспуске. Последний султан Османской империи – Мехмед VI тайно, в английской санитарной машине покидает свою резиденцию. Потом британский военный линкор эвакуирует его на о. Мальта. 16 ноября 1922 г. фактически, начался республиканский период истории Турции. Именно так стало называться государство, созданное Мустафой Кемалем.
Гази Мустафа Кемаль-паша
Национальный суверенитет нуждался в международном признании. Словно дамоклов меч над головами турок висели условия Севрского договора. Учитывая тот факт, что войну развязал султанат, а сам договор подписывало правительство Мехмеда VI, провозглашенная Турецкая республика не считала себя обязанной его выполнять. Поэтому на Лозанской конференции (20 ноября 1922 – 24 июля 1923 г.) турецкая делегация поставила вопрос о денонсации условий Севрского договора.
СПРАВКА
К концу 1923 года мировые державы были менее категоричны в отношении Турции. Начавшийся экономический кризис, утверждение авторитарных режимов в ряде европейских стран, непредсказуемость СССР, взявшего курс на мировую революцию, заставили капиталистический мир рассматривать это ближневосточное государство если не как союзника, то, как буфер между нестабильным Востоком и беспечным Западом. Ведущие страны мира практически признали независимость Турецкой республики в ее современных границах.
Таким образом, Лозанскую конференцию принято рассматривать как политический компромисс между странами Европы и кемалистской Турцией, взявшей курс на европеизацию.
После подписания 24 июля 1923 г. Лозанского договора и его ратификации, Большое национальное собрание 29 октября 1923 г. принимает конституцию, согласно базовым положения которой Турция юридически становилась парламентской республикой, приняв государственную эстафету от Османской империи. Главой государства стал, избранный в тот же день парламентом – президент, в лице 42-летнего Мустафы Кемаля, переизбиравшийся каждые четыре года вплоть до самой смерти.
Высшим органом законодательной власти становился меджлис – турецкий парламент, из его депутатов президент назначал премьер-министра, формировавшего персональный состав правительства.
Династия османов до марта 1924 г. номинально сохраняла свое влияние в стране, обладая религиозной властью в лице халифа Абдул-Азиза II (1922 – 1924). Однако Национальное собрание в 1924 г. упраздняет халифат, вследствие чего Османская империя окончательно прекратила свое существование. Турция считается первой независимой республикой Ближнего Востока.
Успешное завершение кемалистской революции, избрание Гази Мустафы Кемаль-паши президентом республики (1923 – 1938) создали предпосылки для проведения широкого спектра реформ, значительно ускоривших модернизацию государства.
Вестернизация Турции
Курс реформ, генератором которых являлся первый президент Турции – Гази Мустафа Кемаль-паша, базировался на политической доктрине кемализма, провозглашенной в 1931 г. и состоящей из шести основных принципов, получивших название «шесть стрел».
Первый принцип получил название республиканизм (тур. Cumhuriyetçilik). В его основе лежали идеи народного суверенитета, свободы и равенства граждан перед законом.
Второй – лаицизм (тур. Laiklik), предполагал размежевание религии и государства, установление светского контроля над правовой системой и образованием. Секуляризация декларировала построение светского государства, отделенного от церкви, в противовес религиозному догматизму, имевшему место в недалёком прошлом.
Третий принцип – этатизм (тур. Devletçilik – от слова тур. Devlet: государство) – активная роль государства в социальной, экономической и культурной жизни страны при условии ограничения влияния иностранного капитала.
Четвертая составляющая кемализма – национализм (тур. Milliyetçilik – от слова миллет), применялся в смысле языковой общности, фактически цементирующей нацию. При этом суверенитет народа (нациократия) возможен при условии взаимной ответственности индивида и государства.
Пятый компонент – народность (тур. Halkçılık) – декларировал отрицание наличия классов и классовой борьбы. Это означало, что реформирование общества должно осуществляться таким образом, чтобы оно заняло достойное место среди других развитых общественных институтов ведущих стран мира.
Шестой принцип – революционность (тур. İnkılapçılık), требовавший демонстрации приверженности кемалистским идеям и реформам. В широком смысле революционность указывала, что власть и государство должны создать мощную экономику, проявив себя в социальной культурной и образовательной сферах, отстаивая при этом общенациональные интересы.
Религиозная реформа была направлена на ослабление влияния мусульманского духовенства, длительное время остававшегося опорой старого режима. Так, офицеры взяли за правило пить коньяк, закусывая его ветчиной из свинины, что выглядело страшным грехом согласно законов шариата. Высшие суннитские сановники всеми силами пытались воспрепятствовать этому. Они даже предлагали президенту Турции взятку в виде назначения его на должность халифа, но тот наотрез отказался.
Мустафа Кемаль распорядился закрыть религиозные школы и колледжи, а также шариатские суды и упразднить министерство шариата и должность шейх-уль-ислама – первого улема в государстве. Религиозные учреждения подчинялись государству, которое создает Департамент религиозных учреждений.
Президент Турецкой республики выступает перед депутатами меджлиса. На заднем фоне знаменитые «шесть стрел» – символ реформ
Пожалуй, самым знаменитым выступлением первого президента Турции стала его парламентская речь в 1927 г., освещавшая суть реформ. Ораторский монолог Мустафы Кемаля длился 34 часа
Мусульманский календарь сменился григорианским, а Коран был впервые переведен на турецкий язык, на котором священники осуществляли богослужение.
CПРАВКА
Преобразования затронули и арабский алфавит, действительно удобный для арабского языка, но не подходящий для турецкого. Новый алфавит (на латинице) был подготовлен за несколько недель. Национальное собрание приняло закон, вводивший новый турецкий алфавит и запретивший применение арабского с 1 января 1929 года. Введение латиницы не только облегчало обучение населения. Оно знаменовало новый этап разрыва с прошлым, удар по мусульманским верованиям и стремление обучить грамоте как можно больше жителей Турции.
Реформа была нужна, но отнюдь не все соглашались с крайними мерами. Попытка отделиться от тысячелетнего культурного наследия вызывала скорее обеднение, чем очищение языка. В 1935 году новая директива остановила на некоторое время изгнание привычных слов, восстановила какую-то часть арабских и персидских заимствований.
Всем в возрасте от 16 до 40 лет надлежало посещать школы для изучения турецко-латинского письма и грамматики. Чиновников увольняли с работы, если они не знали турецкого языка. Заключенных не выпускали из тюрем, если они не могли читать и писать по-новому.
Как бы то ни было, турецкий язык менее чем за два поколения существенно изменился, адаптировавшись под европейский.
Турецкий алфавит
Введение нового алфавита было ключевым шагом в культурной части программы реформ Ататюрка. Он объявил об этом в 1928 г. и создал Комиссию по языку (Dil Encümeni). Комиссия была ответственна за адаптацию латинского алфавита к требованиям фонетического строя турецкого языка. Ататюрк лично участвовал в работе комиссии и провозгласил мобилизацию сил в деле продвижения новой письменности, много ездил по стране, объясняя новую систему и необходимость её скорейшего внедрения. Эксперты предлагали пятилетний срок внедрения, но Ататюрк сократил его до трехмесячного. Изменения в письменной системе были закреплены законом «Об изменении и внедрении турецкого алфавита», принятым 1 ноября 1928 г. и вступившим в силу 1 января 1929 г.
Воскресенье (вместо пятницы) было объявлено выходным днем, а главный храм страны – мечеть Айя-София в Стамбуле была превращена в музей. В новой столице – Анкаре - практически не строили культовых сооружений, к возведению которых относились с презрением, одновременно приветствуя по всей стране закрытие уже существующих мечетей, усыпальниц и мавзолеев.
Религиозные предметы были исключены из школьных программ. Все религиозные школы подчинялись Министерству просвещения, а медресе при мечети Сулеймана (готовившее улемов – священников высшего ранга), передали богословскому факультету Стамбульского университета.
NOTA BENE
Кадровое обеспечение ВУЗов длительное время было «головной болью» для молодой Турецкой республики. Но в начале 1930-х гг. ситуация кардинально изменилась. В этом вопросе Мустафе Кемалю помог… Адольф Гитлер (1889 – 1945), устроивший гонение на евреев. Тогда иудейская научная и педагогическая элита (около 700 человек) покинула Третий Рейх и переехала в Турцию...
К слову сказать, звание профессора теоретической физики автор теории относительности – Альберт Эйнштейн (1879 – 1955) получил в Стамбульском университете, считавшимся на то время одним из лучших в мире.
В 1938 году Гитлер писал: «Ататюрк был первым, кто показал возможность мобилизации и восстановления ресурсов, потерянных страной. В этом отношении он был учителем. Муссолини был первым, а я его вторым учеником».
В качестве альтернативных упрощенных форм исламской религии, Мустафа Кемаль какое-то время поддерживал дервишей, представлявших народную форму магометанства. Однако, после убийства офицера Кубилая в 1930 г., президент обрушил на дервишей шквал репрессий, заставив их работать, и запретил на базе религии создавать какие-либо политические ассоциации. Такая политика привела к появлению глубоко законспирированной религиозной оппозиции, состоящей из ревнителей веры, выступавшей инициатором восстаний против «безбожной республики».
Читайте также: Политический пасьянс Юзефа Пилсудского
В конце концов, благодаря усилиям первого президента, ислам в Турции утратил статус государственной религии: страна становилась светской.
Нормы шариата были заменены швейцарским гражданским кодексом, итальянским уголовным кодексом и германским коммерческим кодексом, что означало вестернизацию турецкого законодательства. К слову сказать, краеугольным камнем всего кемалистского законодательства стал Гражданский кодекс, одобренный меджлисом в 1926 году.
NOTA BENE
На юридическом факультете Анкарского университета однажды вышла юмористическая газета. На вопрос редакции «Кто такой турецкий гражданин»? Студенты дали ответ: «Турецкий гражданин – это человек, который женится по швейцарскому гражданскому праву, осуждается по итальянскому уголовному кодексу, судится по германскому процессуальному кодексу, этим человеком управляют на основе французского административного права, а хоронят его по канонам ислама».
Феска – традиционный турецкий головной убор
Запрет на ношение фески считается первой реформой президента Турции, который демонстративно носил цилиндр, подавая пример всем другим. Убеждения о необходимости смены головного убора не подействовали – тогда Кемаль объявил ношение фески преступлением…
Специальными декретами президент решил европеизировать турецкий дресс-код. Чиновники должны были брить и стричь бороды, носить костюмы; был отменен традиционный турецкий головной убор – феска, на смену которой пришла европейская шляпа. В общественных местах вообще было запрещено являться в традиционном одеянии.
Понятно, что вопрос был не столько в феске или национальной одежде турок, сколько в борьбе с архаикой, которая в первой трети XX в. символично олицетворяла турецкий консерватизм.
Были введены традиционные для Европы рукопожатия.
Женщины могли не одевать чадру, используя общепринятую гражданскую одежду.
Турецкие женщины. Фото 1930-х гг.
Представительницы слабого пола получили возможность свободно перемещаться по стране. В 1934 г. им предоставили гражданские права, право голосовать и быть избранными. Фактически это была политика направленная на эмансипацию женщин, которых уравняли в правах с мужчинами. Кемаль запретил традиционную для ислама полигамию, инициируя создание европейского института брака. Символом приобщения народа вообще и женщин, в частности, к западной цивилизации он считал европейские танцы, которые сам очень любил. За какой-то десяток лет в Турции появились женщины-юристы, учителя, врачи и пр. С 1934 г. было решено отменить все титулы старого режима, заменив принятых в Европе традиционного обращения «господин – госпожа». Турки стали получать фамилии. Кстати, первым кто удостоился такой чести был президент-реформатор. Ему 1 января 1935 г. Великое национальное собрание присвоило фамилию Ататюрк – «отец турок». Специальный закон запретил носить такую же фамилию какому-либо другому гражданину страны.
Паспорт «великого турка» – Мустафы Кемаля Ататюрка
Президент считал, что самым почетным членом общества является трудолюбивый крестьянин. «Соха – вот наше перо, которым мы будем писать нашу национальную историю, историю народной, национальной эпохи», – говорил Кемаль. Несмотря на модернизацию, Турция оставалась аграрной страной с большим количеством безземельных крестьян. Для развития сельского хозяйства был принят ряд законов. Один из них позволял крестьянам (обрабатывавшим их в течение 20 лет) выкупать церковные земли. Этим правом воспользовались как правило зажиточные крестьяне, ставшие социальной опорой турецкого режима.
Так как в Турции обрабатывалось лишь 14% пригодных для ведения с/х земель, государство предоставляло аграриям кредиты на 7 лет для освоения целинных угодий, что частично решало проблему малоземелья и занятости крестьян. Несмотря на капитализацию, до конца XX века в Турции сохранялось большое количество помещичьих латифундий.
26 августа 1924 года был учрежден частно-государственный Деловой банк с капиталом 1 миллион лир, из которых 250 000 Кемаль сам внес из средств, собранных мусульманами Индии и посланных ему в годы освободительного движения.
Деловой банк получил в народе прозвище «Банк политиканов». Его акционеры и основатели (большинство которых были близки к Ататюрку) стали первыми олигархами республиканской Турции.
Мировой экономический кризис 1929 – 1933 годов заставил Кемаля провести коррекцию экономических реформ. Он провел через ВНСТ закон о стабилизации национальной валюты. Был создан консорциум банков для поддержания курса лиры. В 1930 году основали эмиссионный Центральный банк и приняли закон о контроле над экспортом. Главная цель состояла в том, чтобы увеличить экспорт и ограничить импорт.
В конце 1920-х годов президент Турции решился на беспрецедентный шаг – обмен населением. В Анатолии проживало около 1,5 млн. греков, которых Мустафа Кемаль распорядился отправить на историческую родину. Ответным шагом греческой стороны стало возвращение домой турок. Столь благородный шаг имел тяжелые экономические последствия. Анатолийские греки были прирожденными коммерсантами и торговцами. Турки же в этом бизнесе были менее успешны: поэтому высылка греков совершенно расстроила внутреннюю торговлю Турецкой республики.
Следует подчеркнуть, что реформирование экономики осуществлялось на принципах национального государственного капитализма. Иностранные кампании были огосударствлены. Кемаль не сильно поощрял проникновение в Турцию денежных инвестиций: в стране был разрешен ограниченный доступ иностранного капитала, кроме того западные товары облагались высокими пошлинами.
Таким образом, Ататюрк реформировал общественный строй, превратив Турцию в светское государство при условии доминирования государственного сектора экономики. Это был поистине национальный суверенитет.
Де-факто Турция являлась президентской республикой, в которой власть главы государства была ничем не ограничена. По всей стране, во всех учреждениях красовались бюсты и портреты президента. Система «турецких очагов», а затем и «народных домов», внушала каждому турку мысль о выдающихся талантах и полной непогрешимости Ататюрка.
Принцип «пряника», в управлении государственными делами, дополнял «кнут». Президент распорядился распустить все политические партии, кроме одной правящей – Народно-республиканской (НРП). Таким образом, возникла однопартийная система (существовавшая до 1950 г.) с авторитарным политическим режимом.
Ататюрк весьма болезненно относился к оппозиции против установленного им, по сути, диктаторского режима. Он понимал недостатки однопартийной системы и пытался создать легальную «карманную» оппозицию через организацию контролируемой им лично «другой» партии. Но этот опыт не удался, и до конца жизни Ататюрка основанная им Народно-республиканская партия оставалась у власти.
После одного из покушений, пожизненный президент распорядился ввести в стране так называемые «суды независимости». Они не щадили героев революции и соратников Ататюрка, смещая их с высоких постов, отправляя в ссылку и даже приговаривая к смертной казни. Как правило, «политических» обвиняли во вражеском заговоре.
При помощи армии, полиции и спецслужб Ататюрк пресекал какие-либо антигосударственные выступления и проявления национального сепаратизма. Особенно жестоко было подавлено восстание курдов, вспыхнувшее в феврале – апреле 1925 года. К концу правления Ататюрка Турция стала однородным в этническом отношении государством.
«Отец турок»
Незадолго до смерти врачи установили роковой диагноз – у президента цирроз печени. Понимая, что жить ему осталось недолго, Ататюрк начал постепенно отходить от дел
Официальной государственной идеологией стала доктрина кемализма – турецкого национализма, составлявшего основу турецкой национальной идеи.
СПРАВКА
Кемализм (тур. Atatürkçülük) – идеология турецкого национализма, выдвинутая Мустафой Кемалем. Доныне считается официальной идеологией Турецкой республики. Однако современные сторонники кемализма считают, что их идеология является эффективной моделью развития стран Третьего мира. Сходной мысли придерживается и американский политолог Самюэль Хантингтон (1927 – 2008), особо выделяя в кемализме момент радикальной (революционной) вестернизации и разрыва с прежними культурными традициями.
Ярким завершающим аккордом государственной деятельности Ататюрка стало участие турецкой делегации во время конференции в швейцарском городе Монтрё 22 июня – 21 июля 1936 г. Как известно, по инициативе Турции был поднят вопрос о пересмотре статуса Черноморских проливов утвержденных во время Лозаннской конференции. Вышеуказанная конференция утвердила знаменитую конвенцию Монтрё, до сих пор регулирующую режим прохождения стратегически важных Босфора и Дарданелл, соединяющих Черное и Эгейское море.
Стратегически важные черноморские проливы – Босфор и Дарданеллы
СПРАВКА
Конвенция Монтрё сохраняет за торговыми судами всех стран свободу прохода через проливы, как в мирное, так и в военное время. Однако режим прохода военных кораблей различен в отношении черноморских и нечерноморских государств.
При условии предварительного уведомления властей Турции черноморские державы могут проводить через проливы в мирное время свои военные корабли любого класса. Для военных кораблей нечерноморских держав введены существенные ограничения по классу (проходят лишь мелкие надводные корабли) и по тоннажу. Общий тоннаж военных судов нечерноморских государств в Чёрном море не должен превышать 30 тыс. т (с возможностью повышения этого максимума до 45 тыс. т в случае увеличения военно-морских сил черноморских стран) со сроком пребывания не больше 21 суток.
В случае участия Турции в войне, а также, если Турция посчитает, что ей непосредственно угрожает война, ей предоставлено право разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов. Во время войны, в которой Турция не участвует, проливы должны быть закрыты для прохода военных судов любой воюющей державы.
Фактическая ремилитаризация черноморских проливов, закрепленная положениями конвенции Монтрё, сделала Турцию влиятельным геополитическим игроком Евразийского континента. И в этом была огромная заслуга президента Ататюрка.
Первая леди Турции – Латифе Ушакизаде. Фото 1923 г.
Ататюрк не оставил после себя прямых потомков. Его короткий брак 1923 – 1925 гг. с Латифе Ушаклыгиль (1898 – 1975) был бездетным. Но, не смотря на это, президент Турции усыновил десятерых детей (восьмерых девочек и двух мальчиков: Афет, Сабиху,Фикрийе, Улкю, Небиле, Рукийе, Зехру и Афифе и 2 сыновей Мустафу, Абдуррахима), проявив себя как чуткий и заботливый отец. Всем приёмным детям Ататюрк обеспечил достойное будущее. Одна из приёмных дочерей Ататюрка стала историком, другая – Сабихе – первой турецкой женщиной-лётчиком.
С 1936 г. Ататюрк фактически отходит от дел. В 1937 году президент дарит принадлежащие ему земли Казначейству, а часть своей недвижимости – мэриям Анкары и Бурсы. Часть наследства он отдал своей сестре и приёмным детям, а также Турецким обществам лингвистики и истории. Формально он оставался главой государства до самой кончины. Умер Ататюрк на 58-м году жизни 10 ноября 1938 г. в 9.05 утра в стамбульском дворце Долмабахче.
Траурная процессия похорон Ататюрка, 21 ноября 1938 г.
Тело Ататюрка было временно предано земле у здания Анкаринского этнографического музея.
Ровно через пятнадцать лет после смерти, тело основателя турецкой республики было помещено в мавзолей Аныткабир, сооруженный специально для него.
Перезахоронение Ататюрка в мавзолей Аныткабир
10 ноября 1953 г.
Послесловие
В 2000 году американский журнал «Тайм», признал президента Ататюрка вторым среди исторических личностей, коренным образом изменившим облик XX века. Действительно, кратковременный период правления Мустафы Кемаля Ататюрка считается самым прогрессивным этапом турецкой истории. Ататюрк стал архитектором современной политико-экономической модели турецкой республики, входящей в двадцатку наиболее развитых государств мира. В характере этого человека удивительным образом сочетались качества диктатора и прогрессивного реформатора. Ему удалось на только восстановить национальный суверенитет, модернизировать архаическое турецкое общество, но задать исторический вектор его развития. Ататюрк бросил вызов западной цивилизации, превратившейся из врага в её постоянного союзника.
Несмотря на авторитарный характер власти первого президента республики, турки увидели четкую цель, открывавшую перед ними широкую дорогу для лучшей жизни. Социально-экономические, политические и культурные новшества, сформировали комплекс национальных ценностей и приоритетов, превратившихся в идеалы, к которым нужно стремиться.
Большой каменный бюст Ататюрка в Измире
Ататюрку удалось, что называется, «склеить» страну, восстановив ее территориальную целостность.
Мустафа Кемаль выступил в роли «хирурга» и «терапевта» бывшей Османской империи. На смену реакционному и ретроградному османизму пришел радикальный кемализм, на многие десятилетия определивший основы внутренней и внешней политики Турецкой республики.
Невзирая на периодические политические потрясения второй половины XX в. (государство пережило 4 военных переворота в 1960, 1971, 1980. 1997 г.), турки сумели сохранить статус великой нации, построившей цивилизованное азиатское государство с высокоразвитой экономикой и достойным уровнем жизни.
Несмотря на характер власти и изменения в стране, отношение к «отцу» Турецкой республики остается неизменным. Его любят, почитают и уважают. В стране существует культ Ататюрка, ведь для турок он стал единственным и бесспорным национальным героем, который вывел нацию из мрака прошлого к светлому будущему.
Александр САЛТАН, СЛЕД.net.ua
Источник заглавного фото: qhiukiqrihtkmp ataturktoday.com
Теги статьи: ТурцияИсторияАтатюрк Кемаль
Статьи по теме:
Курды овладели важным городом Дейр-эз-Зор на востоке СирииЭрдоган сделал предложение Асаду о переговорах, однако не получил утвердительного ответа
В Россию контрабандой доставлен редкий нацистский бомбардировщик «Юнкерс»
Башар Асад устанавливает связи с Турцией на фоне обострения конфликта в Сирии
США сообщили о возможности участия России в новом конфликте на фоне событий в Сирии
Распечатать Послать другу comments powered by Disqus
Загрузка...
Загрузка...
Все теги статей
Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте