Андрей Бильжо: Внушаемость общества пропорциональна его невежеству

Андрей Бильжо: Внушаемость общества пропорциональна его невежеству

Андрей Бильжо: Внушаемость общества пропорциональна его невежеству

09 июня 2017 г.

Ксения Жукова

21 мая в Москву из итальянского Бари доставили мощи одного из христианских святых — Николая Чудотворца (прообраза Санта Клауса), мощи пробудут в храме Христа Спасителя до 12 июля. Несмотря на то, что в столице есть еще 25 храмов, где можно найти мощи Николая, а также на дождливую погоду и ураган, все эти дни на поклон к святому стоит очередь. 

Похожая ситуация была в 2011 году, когда в Москву привезли «пояс Пресвятой Богородицы», и в 2006 году, когда выставляли «десницу Иоанна Предтечи». О сакральной роли очереди в жизни россиян The Insider расспросил художника (и бывшего психиатра) Андрея Бильжо.

Я был в Бари у мощей Николая Чудотворца, это основное место паломничества русских туристов и одна из главных достопримечательностей города. Однако там я не видел большого количества паломников из России, ехать в Италию для них дорого. Потом, часто бывая в Венеции, я загорал на острове Лидо на любимом мной пляже в районе Сан-Николо. Там есть церковь святого Николая Чудотворца, где, как и в Бари, находятся его мощи, русские паломники и там редко появляются – это очень пустынное место. 

А в моей московской мастерской висит маленькая иконка Николая Чудотворца, освященная в городе Бари, ее мне подарил один поклонник. В общем, с этим святым у меня есть контакты, поэтому очередь к его мощам меня совершенно не удивляет.

Процент гипнабельных или внушаемых людей в нашем обществе или каком угодно другом довольно высок, он колеблется в пределах 70-80%. Этот показатель зависит от цивилизованности общества: чем оно менее цивилизованно, чем менее оно грамотно, тем выше процент гипнабельности его членов.

Профессор Рожнов, у которого я учился психотерапии, проводил такой эксперимент: он заходил в палату, где было 8 кроватей, около каждой стояла женщина. Это был крупный мужчина, проводя обход, он подходил к женщине и громко (это называется императивный гипноз) кричал ей в лицо: «Спать!» — и она падала на кровать. Он шел дальше, а за ним следом бежали студенты – это были мы. Он подходил к другой и говорил: «Спать!» — и она тоже падала на кровать, потом к третьей: «Спать!» Потом подошел к восьмой: «Спать!» А она отвечает: «Профессор, простите, пожалуйста, а почему вы на меня кричите?» Профессор Рожнов покраснел, выбежал из палаты и заперся у себя в кабинете. Потом он нам рассказал, что эта женщина оказалась профессором филологии.

Ряд исследований указывает на то, что чаще подвержены гипнозу малообразованные люди — факт, доказанный профессором Рожновым, ведущим психотерапевтом страны.

В каком-то смысле и очередь к Николаю Чудотворцу – это выборка гипнабельных людей. Почему у психотерапевта Кашпировского был такой удивительный успех в залах, которые он собирал? Потому что на его фамилию приходило 100% людей, верящих в то, что он делает, в его силу. Если бы Кашпировский просто брал людей с улицы и загонял их в этот зал, процент успеха был бы гораздо ниже. В его распоряжении была многомиллионная телевизионная аудитория, а из нее выделялась группа гипнабельных людей, и именно они приходили к нему в зал.

Очередь в храм Христа Спасителя – это ровно то же самое. В ней стоят люди, которые верят в чудеса, это определенная специфика их психики. Кроме того, они не верят, что медицина может помочь им выздороветь — это уже социальные аспекты. Часто это люди, загнанные в угол обстоятельствами, они не ждут помощи ниоткуда. Они приезжают поклониться мощам из разных уголков нашей огромной страны. 

Почему они не пошли в другие 25 храмов, в которых находятся мощи? Думаю, дело в рекламе, это чистый пиар. Почему вы покупаете этот стиральный порошок, а не тот? Потому что вам вдолбили в голову, что этот стиральный порошок лучше, а лучше он или хуже в реальности – это другой вопрос. Механизм приблизительно один и тот же: внушили, наговорили, сказали, что именно эти мощи помогут.

Люди внушают себе веру, что если поклониться мощам, это излечит от их недуга. Во Франции есть город Лурд, куда съезжаются люди с разными болезнями, кому-то это помогает. Это психотерапия: если сильно верить, то это работает. Я знаю, такие случаи происходили с близкими мне людьми.

Очередь к мощам — это проявление самовнушения, и в этом нет ничего плохого, если ты не заставляешь страдать себя и окружающих, если ты не пускаешь на самотек серьезную болезнь, а вера в чудесное исцеление сочетается с профессиональным лечением. Однако надо понимать, что очень тяжелый недуг чудо не излечит, новая нога не вырастет, если ее нет, человек не встанет с инвалидной коляски, хоть это и страшные слова. Но отбирать веру у людей нельзя, особенно когда нечего предложить взамен. Людям необходима вера, что с ними произойдет что-то хорошее. 

Сама очередь к мощам – это своего рода организм, состоящий из единомышленников, каждый из которых заражает этой энергией веры своего соседа. Они стоят, обсуждают, верят и варятся в этом соку, и не замечают всего, что происходит вокруг.

Это сообщество людей, зараженных одной идеей — как кружок ученых, которые днями и ночами пытаются решить какую-то научную проблему. Они могут пропустить обед, ужин, не есть сутками, стоически работать, пока не решат эту задачу. И они не замечают ничего другого, что им в сотый раз звонит жена с вопросом: «Когда ты придешь с работы?»

Им уже не нужен секс, они забывают про своих детей, работают и работают, пока не сделают свое великое открытие. Это узкие сообщества, субкультуры, к которым сейчас можно присоединиться при помощи интернета, группы фанатиков всего на свете можно найти в социальных сетях.

 qhiddxiuridzxkmp

Тот факт, что Путин приехал к мощам и вообще всячески подчеркивает свою набожность, безусловно влияет на общество, потому что, повторюсь, процент гипнабельных, внушаемых людей в обществе довольно высок. Понятие внушаемости – очень близко к пропаганде, пропаганда – это и есть внушение. Когда тебе по телевизору или по радио говорят одно и то же — что экономика развивается и все замечательно, а ты смотришь по сторонам и видишь, что все не так, едешь в деревню и думаешь: может быть, это только в этой деревне разруха, а в остальных деревнях все чудесно? Ты все больше веришь словам и как бы вытесняешь все, что видишь своими глазами.

Люди внушаемы и не очень способны к анализу, тех, кто подвергает сомнению и проверяет факты, не так уж много. Они доверяют словам, особенно тех, кто находится ступенью выше по социальной лестнице и до сих пор доверяют тому, кто наделен властью. Думаю, это свойство разных народов, но чем ниже культурное, историческое, научное развитие, тем более он внушаем. Если мы возьмем какие-нибудь африканские племена или людей, живущих на Востоке, то они, конечно, более внушаемы и подвержены всем этим эффектам гораздо глубже.


Теги статьи:
Распечатать Послать другу
comments powered by Disqus
Магнитогорский металлургический комбинат, который много лет портит экологию Челябинской области, дал старт коксовой батарее № 12.…
Компания "АПРИ" решила пойти по пути старшего московского брата девелопера "Самолет" и выставить свои акции на IPO.…
«Промомед» - компания со скандальной репутацией – упорно пытается подмять под себя рынок госзакупок.…
Жители Челябинской области обвиняют регионального оператора в захламлении Кисегача.…
Громкий арест двух вице-губернаторов Ивановской области может ударить по позициям руководителя региона Станислава Воскресенского, который на…
Бывший управляющий девелоперскими активами «Интерроса» Владимира Потанина, имеющий весьма неоднозначную репутацию Сергей Бачин, похоже, дорв…
loading...
Загрузка...
loading...
Загрузка...
Все статьи
Последние комментарии
Наши опросы
Как вы считаете, санкции влияют на обычных граждан России больше, чем на политическую элиту?






Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте