Олег Табаков. Осень патриарха

Олег Табаков. Осень патриарха

Олег Табаков. Осень патриарха

17 августа 2015 г.

Михаил Журенков

Важного рубежа - 80 лет - достиг Олег Павлович Табаков.

Выдающийся русский актер современности. Великий театральный менеджер и администратор. Незаурядный педагог и воспитатель целой плеяды прекрасных актеров и актрис.
Именно такЪ! Будучи театроведом, я пристально следил за его актерским творчеством, писал о нем курсовую работу на 4 курсе, а ниже помещаю фрагмент из своего дневника 1978 года, представляющий своего рода черновик той курсовой работы.
Я никогда не был восторженным зрителем, был пристрастен к главному герою моей работы, огорчался по поводу его штампов и халтуры - а они имели место! Радовался его удачам - - а они тоже были.
Как актер, Олег Павлович порой давал себе отдых и слабину и опускался с высот своего таланта до удовлетворения пошлых, низких вкусов примитивной публики. Однако тем не менее он был и остается одним из лучших русских актеров второй половины ХХ века, олицетворяет актерскую школу своего поколения. Перечислять созданные им образы, сотворенных им персонажей не буду, они хорошо известны. Причем в кино Табаков иногда делал конфетки из такого неаппетитного материала, что трудно себе представить

Как руководитель театров Олег Табаков не знает себе равных

Он сумел создать свой театр и добиться его легализации, официальной регистрации в те годы, когда новые театры практически не открывались. Это поразительное достижение.
Он максимально эффективно и грамотно руководил и руководит театрами, созданными до него. Когда-то - Современником, где он одно время был даже директором, оставаясь при этом актером, теперь - МХАТом, который зачем переименовали назад в МХТ.
На пути менеджера Табакову приходилось и приходится часть идти на компромиссы, сотрудничать с разными властями, за что на него то и дело набрасываются шавки, но наплевать на них. Табаков делает свое дело во имя сохранения театра, и он добивается этой цели.

Как педагог Олег Табаков не нуждается в рекламе. Выращенные, выпестованные им артисты уже достигли не меньшей известности, чем их Мастер и воспитатель. При этом Олег Павлович никогда не претендовал на лавры режиссера, чем грешат многие знаменитые актеры, он всю жизнь занимается СВОИМ ДЕЛОМ, и достиг в тех сферах, в которых он действительно знает толк, таких "степеней известных", что может не обращать внимание на тявканье и гавканье критиканской шушеры.
Ура! Виват!! Здоровья и радости Мастеру и Патриарху!!!!

Из моих дневников
http://nicolaitroitsky.livejournal.com/4696869.html
18 июля 1978 года
Актер Олег Табаков в современном советском театре - это фигура очень путаная и сложная. Его артистическая судьба и счастлива, и сурова.
Если говорить о его творчестве , необходимо отделить его ранние роли от последних, позднейших. Я больше затрону ближайший период его деятельности.
Ранний Табаков был эквивалентом, синонимом искренности и простоты на сцене. Он появлялся, и, казалось, ему не надо было играть, он был больше, чем хороший актер. И он не занимался слишком техникой дела, строя всё на внутреннем самочувствии.
Но он был-таки большим актером, и сумел создать типичный, истинно русский образ Адуева-младшего в "Обыкновенной истории", вписав славную страницу в летопись осмысления классики.

Но с годами, войдя в средний возраст, Табаков потерял обаяние мальчишества, он не мог больше находиться в кругу привычных ролей.
Надо было найти что-то иное. И актер с редкой смелостью сразу перешел к возрастным ролям.
Но нашел ли он теперь свою стихию? Видимо, не до конца. Его творчество потеряло цельность и равномерность. Табаков долго искал и находится в поисках до сих пор. Он до сих пор не смог подняться до правды его раннего творчества (я хочу сказать - до правды многих ролей, имеются и сейчас удачи).
В своих последних поисках Табаков бросался то туда, то сюда, но очень мало на этом пути было несомненных удач. Может быть, это хорошо, что от постоянной и чуть примитивной искренности актер перешел к спорности, разноречивости.
Но, скорее всего, он в весьма опасном положении, когда не предостерегаемый критикой и и бурно поощряемый зрителями, Табаков потерял собственный критерий и остановился на типаже, им самим признанным непогрешимым.

Крайне трудно назвать общую тему актера последних годов, настолько различны и противоположны его роли. К несчастью, это не свидетельствует об универсальности, так как различные роли эти разноценны.
Попробуем условно разделить его творчество на несколько тем: первая - комически-типажно-сатирическая. Здесь у артиста нет ни одной настоящей удачи и именно в этой области он больше всего работает...
Внешняя сторона ролей стала перевешивать внутреннюю.
И не только пустота второго плана, отсутствие внутреннего наполнения, противовеса выразительному гриму, смешным деталям туалета, не только это опасно... Интонации Табакова то и дело становятся искусственными, надуманными, фальшивыми. Это и не искусство представления, Табаков далек от вахтанговской школы, он все-таки реалист, это уже склоняется к ремесленности, наигрышу.
Ярчайшими примерами могут служить его Сантехник в "А поутру они проснулись" и Анчугин в "Провинциальных анекдотах".
Табаков очень подробно отделывает внешне своих пьяниц, изображает изо всех сил их ужимки, позы, жесты, но он не создает образов-характеров. Оба его героя похожи на куклы, игрушки, марионетки, а не живых людей.
На этих двух его работах можно очень ясно увидеть другую страшную ошибку, роковой просчет, одно из худших зол для большого артиста - полная однообразность, одинаковость. Настолько одни и те же интонации, выражения лица, жесты, что это почти что один и тот же герой.

Но это проявляется не только в этих двух ролях. Эта однообразность, которую принято называть штампом, вторгается в другие работы Табакова, полноправно распоряжаясь в них.
Мы слышим его растянутые слоги, долгое "м", удлинненные, как бы перекатывающиеся переходы от звука к звуку везде - и в "4 каплях", и в фильме "Красавец-мужчина", и в "12 ночи", и и в фильме "Механическое пианино" и т.д., и т.п.
Одинаковость - огромная беда хорошего актера, она сводит на нет многие качества его таланта.

В силу всех приведенных выше фактов, необходимо согласиться, что комическая направленность не в числе близких Табакову тем.
Так как желание рассмешить привело его к техническим находкам, отвлекло от внутренней сути персонажей... И беда еще в том, что публике это нравится, публика любит, когда актер играет одно и то же в каждом спектакле, ей трудно перестроиться, если вдруг актер не так играет, как надо, а Табаков, который является любимцем публики, во всем ей подчиняется.
Но что это за актер такой, что не имеет собственного вкуса?!..

Сильная сторона творчества Табакова - это драматические роли. Здесь у него внушительные удачи... Знаменательно, что эти роли появились в последнее время, и можно делать предположения, что Табаков частично осознал необходимость перемен. 
Я имею в виду, прежде всего, главную роль Егора Полушкина в фокинском спектакле "Не стреляйте в белых лебедей"...
Спектакль решен очень простыми и обманчиво примитивными средствами. Главное, на что опирается Фокин, это декорация - она кажется натуралистичной: налита настоящая вода, насыпан настоящий песок. Но в действительности, это обобщающая декорация, символизирующая, что речь идет о живой природе. И, во-вторых, исполнитель главной роли, который делает главную идею предельно ясной и до горечи понятной каждому.
Табакову необходима была искренность , жизненность в этом спектакле... Сама тема не допускает фальши, а режиссерское прочтение требует просто жизни, безыскуственности от актера. И Табаков живет в этой роли, он слился с героем, он ни на секунду не отстраняется от него...
Это русский вариант Дон Кихота. И актер поднимается до этих высот. Иначе говоря, кажущаяся элементарнейшая арифметика его роли - оказывается высшей математикой постижения человеческой души. Он открыл в Егоре Полушкине такие глубины, о которых вряд ли подозревал Борис Васильев.

Последняя работа Табакова в "Современнике", Нурков в "Обратной связи" (пьеса Александра Гельмана), также большая удача... Его работу можно поставить рядом с Потаповым Е. Леонова и О. Ефремова - по точности типа, по глубине и серьезности подхода, по одушевляющей мертвых, вернее, мертвенных, похожих на графики или таблицы гельмановских героев, идее...
Даже в этих, хороших работах Табакова - есть места, где проскальзывают его штампы, в интонациях, в манере подачи слов, но эти моменты незначительны и позволяют надеяться, что незаурядный актер еще возьмет своё.

Тут, в самом низу, про "Амадей"
http://nicolaitroitsky.livejournal.com/4870404.html
Про театр-студию Табакова
http://nicolaitroitsky.livejournal.com/5026040.html

И еще немного

nicolaitroitsky.livejournal.com


Теги статьи:
Распечатать Послать другу
comments powered by Disqus
«Промомед» - компания со скандальной репутацией – упорно пытается подмять под себя рынок госзакупок.…
Жители Челябинской области обвиняют регионального оператора в захламлении Кисегача.…
Громкий арест двух вице-губернаторов Ивановской области может ударить по позициям руководителя региона Станислава Воскресенского, который на…
Бывший управляющий девелоперскими активами «Интерроса» Владимира Потанина, имеющий весьма неоднозначную репутацию Сергей Бачин, похоже, дорв…
Более 3 млрд рублей из бюджета Свердловской области на строительство ледовой арены «Уральский трубник» в городе Первоуральске получит компан…
Азербайджанский магнат Анар Мамедов вложил миллионы долларов во франшизу сети ресторанов быстрого питания KFC в Великобритании, выяснило «Ра…
loading...
Загрузка...
loading...
Загрузка...
Все статьи
Последние комментарии
Наши опросы
Как вы считаете, санкции влияют на обычных граждан России больше, чем на политическую элиту?






Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте