«Страна неотмененного рабства»: за что «кошмарят» «Гоголь-центр»

«Страна неотмененного рабства»: за что «кошмарят» «Гоголь-центр»

«Страна неотмененного рабства»: за что «кошмарят» «Гоголь-центр»

Громкое дело против руководителей «Гоголь-центра» вызвало небывалый резонанс в московском обществе. 

 Многим показались возмутительными действия силовиков, которые приехали на обыск в театр, как будто на задержание особо опасных преступников. До сих пор в деле множество неясных моментов. «Преступная Россия» собрала самую важную информацию о предполагаемом хищении бюджетных средств.

23 мая Следственный комитет РФ пришел с обысками в московский театр «Гоголь-центр» и в квартиру его художественного руководителя и директора Кирилла Серебренникова. Следственные мероприятия прошли в рамках крупного дела о хищении бюджетных средств в размере 200 млн рублей в «Гоголь-центре» и АНО «Седьмая студия», возглавляемых Серебренниковым. После обысков режиссер был доставлен в СКР для дачи показаний, а вечером того же дня отпущен.

Сотрудники правоохранительных органов, прибывшие в театр, конфисковали телефоны у находившихся там работников, а также не впускали и не выпускали наружу труппу и сотрудников учреждения.

Серебренникова увозят на допрос в СК

Несмотря на то, что худруку «Гоголь-центра» так и не было предъявлено обвинение, события вызвали колоссальный резонанс в культурном мире столицы. В течение дня самые известные артисты России составили открытое обращение, в котором выразили поддержку Серебренникову и актерам его театра. На следующий день после следственных мероприятий худрук Театра Наций Евгений Миронов в ходе церемонии вручения государственных наград передал Владимиру Путину письмо в поддержку главы «Гоголь-центра» с просьбой «обратить внимание на это дело, дать поручение соответствующим органам вести расследование объективно, справедливо и без экстраординарных мер». Президент прокомментировалдействия силовиков коротко: «Да дураки». 

Сколько же похищено?

19 мая 2015 года в отношении управленцев «Гоголь-центра» и «Седьмой студии» было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»). Дело было возбуждено после прокурорской проверки, проведенной в учреждениях культуры по обращению фонда «Искусство без границ». Сотрудников фонда возмутили случаи «использования в театральных постановках сцен нецензурной брани, пропаганды аморального поведения, порнографии».

Согласно материалам дела, в период с 2011 по 2014 год «неустановленные лица из числа руководства автономной некоммерческой организации «Седьмая студия» похитили бюджетные средства из субсидий, выделяемых Министерством культуры РФ на поддержку развития и популяризации современного искусства в рамках проекта «Платформа». Размер субсидий, выделенных «Седьмой студии», составил порядка 70 млн рублей.

На данный момент в деле три фигуранта: бывшие гендиректор и бухгалтер АНО «Седьмая студия» Юрий Итин и Нина Масляева, а также экс-директор «Гоголь-центра» Алексей Малобородский. Само дело очень странное и содержит массу несоответствий.

Алексей Малобродский на заседании суда. Фото:ТАСС qhiqquidteiqhrkmp

Алексей Малобродский на заседании суда. Фото: ТАСС

Самая ироничная ситуация складывается с размером похищенных средств: обвинение до сих пор не определилось, сколько же денег присвоили фигуранты. В ходе судебного заседания адвокат Малобродского Ксения Карпинская обратила внимание, что обвинители никак не могут остановиться на одной конкретной сумме. Изначально СКР заявлял о похищении более чем 200 млн рублей. Затем в постановлении о привлечении в качестве обвиняемых написано, что украдено было 68 млн рублей. До этого фигурировали цифры  2 млн 300 тыс. рублей. Life со ссылкой на следствие составил подробную инфографику, как подозреваемые присвоили 1 млн 200 тыс. рублей. Однако единого обвинения, в котором сказано, сколько точно похитили руководители театральных учреждений, нет.

5 июня стало известно, что бывший бухгалтер «Седьмой студии» Нина Масляева дала показания против других фигурантов дела. По ее словам, Малобродский выступил организатором преступной схемы по хищению средств, выделенных на проект «Платформа». Как утверждает Масляева, она была изначально принята на должность бухгалтера для обналичивания бюджетных денег. В распоряжении Republic оказался протокол допроса, согласно которому женщина призналась в выводе через фирмы-однодневки порядка 100 млн рублей. Часть этих компаний якобы принадлежала ее знакомому Валерию Синельникову, а остальные — другим близким к руководству «Седьмой студии» лицам. Согласно показаниям Масляевой, за свои услуги Синельников брал 10–12% от обналичиваемых им сумм. В списке госзакупок действительно есть некий Синельников Валерий Арсентьевич — у него театр закупал объемные декорации на сумму 2,7 млн рублей. Как утверждает бывший бухгалтер, по большей части оплата труда приглашенных актеров и режиссеров происходила с помощью наличных.

Нина Масляева. Фото: ТАСС

Нина Масляева. Фото: ТАСС

9 августа дочери Масляевой сообщили следователям, что заметили за собой слежку. По их мнению, неизвестных наняло экс-руководство их матери. «Я считаю, что этих людей для слежки могли нанять бывшие коллеги моей матери — (режиссер Кирилл) Серебренников, (экс-гендиректор «Седьмой студии» Юрий) Итин, (бывший директор «Гоголь-центра» Алексей) Малобродский и другие», — заявила во время допроса Марина Масляева.

В деле против руководителей «Седьмой студии» было допущено большое количество нарушений. В частности, выяснилось, что бывший гендиректор «Гоголь-центра» провел в СИЗО месяц совершенно незаконно, потому что в отношении него даже не было возбуждено уголовное дело. 

Одно из обвинений особенно абсурдно: прокурор посчитал, что подозреваемые похитили 2,3 млн рублей, выделенные на постановку спектакля «Сон в летнюю ночь». По мнению обвинителя, спектакль так и не был поставлен. Адвокат Малобродского Юлия Лахова заявила, что это утверждение легко опровергнуть, так как спектакль пользовался большим успехом и собрал положительные оценки и рецензии. На это прокурор сообщил, что написанные отзывы не могут служить доказательством проведенного мероприятия, так как «статья может быть о чем угодно». Это высказывание настолько поразило присутствовавших, что приставам пришлось вывести из зала двоих человек, которые не удержались и разразились хохотом.

Театрал из Ростова

 

Говорить о «Гоголь-центре» невозможно в отрыве от личности его создателя Кирилла Серебренникова — режиссера театра и кино, признанного как в России, так и за рубежом. Он обладает рядом престижных наград в сфере театрального и киноискусства, причем последняя премия — «Европа — новая театральная реальность» — была ему присуждена заочно уже после возбуждения уголовного дела. Получить ее режиссер не смог — его загранпаспорт был изъят сотрудниками СКР «для проведения технико-криминалистической экспертизы».

Кроме того, в копилке Серебренникова номинация на «Золотого льва» (главный приз Венецианского кинофестиваля), независимая премия Франсуа Шале, приз международного фестиваля в Карловых Варах, участие в международных Wiener Festwochen и 69-м Авиньонском фестивале. 

Будущий глава «Гоголь-центра» родился 7 сентября 1969 года в Ростове-на-Дону. В 1992 году с красным дипломом окончил физический факультет Ростовского государственного университета. С 1991 года активно работал на телевидении и в театрах «Ангажемент», Академическом театре драмы имени М. Горького, Академическом театре юного зрителя, в телекомпаниях «Южный регион», потом в ГТРК «Дон-ТР». В 2000 году перебрался в Москву, где продолжил работу в сфере телевещания. В 2006–2007 годах вел передачу «Другое кино» на канале ТВ-3.

В 2008 году Серебренников набрал экспериментальный актерско-режиссерский курс в Школе-студии МХАТ. Выпускники этого курса затем сформировали ту самую «Седьмую студию», руководство которой обвинили в махинациях с бюджетными деньгами.

В августе 2012 года Кирилл Серебренников без объявления открытого конкурса был назначен новым художественным руководителем Московского драматического театра имени Н. В. Гоголя. Под его руководством театр был переформатирован в «Гоголь-центр», который открылся 2 февраля 2013 года.

В СМИ назначение Серебренникова на пост художественного руководителя театра связывают с личностью тогдашнего руководителя Департамента культуры Москвы Сергея Капкова. Он одним из первых высказался по поводу задержаний в «Гоголь-центре». Бывший чиновник был возмущен сложившейся ситуацией и отметил, что силовики «чудом не сорвали два спектакля», на которые было продано порядка 700 билетов. Несмотря на то, что Серебренникову так и не было предъявлено обвинение, Капков считает, что главным последствием действий силовиков станет удар по репутации режиссера. 

Что стоит «Гоголь-центр» строить

Стоит отметить, что переформатирование театра происходило сложно и мучительно, а также сопровождалось чередой скандалов. Обозначенная новым главой театра политика повергла в шок не только простых зрителей, но и трудовой коллектив учреждения. В одном из первых совместных интервью Капкова и Серебренникова режиссер заявил, что «его проект связан с достаточно радикальными действиями, которые превратили бы театр в нечто совершенно новое, с учетом меняющейся культурной ситуации». Также он добавил, что в своей деятельности хочет ориентироваться на такие «творческие кластеры, как Artplay, Gazgolder, «Арма», «35 мм». Серебренников выразил уверенность, что актеры театра Гоголя найдут себе место в новом центре.

Однако многие артисты встретили нововведения в штыки. Коллектив направил московским властям письменный протест против нового начальства. Труппа отметила, что о смене «формата» она узнала на следующий день после того, как был открыт новый сезон, а предыдущий руководитель Сергей Яшин рассказал о творческих планах театра. Актеры заявили, что такая резкая смена курса грозит «потерей великих традиций русской театральной школы». Кроме того, по утверждению артистов, назначение Серебренникова противоречило приказу Минздравсоцразвития, согласно которому «возглавлять театр не может человек без высшего театрального специального образования».

В сентябре 2012 года труппа перешла к более решительным действиям в виде митингов. В октябре Серебренников, вернувшись из Германии, где ставил оперу, провел пресс-конференцию, на которой пообещал актерам сохранение работы, социальных гарантий и репертуарных традиций театра. На этом артисты и руководитель достигли компромисса.

Строили, строили и наконец построили

Уже через месяц после открытия «переформатированного» театра деятельностью «Гоголь-центра» заинтересовалась полиция. 1 марта была начата проверка спектакля «Отморозки», поставленного по книге Захара Прилепина «Санькя». Причиной проверки режиссер назвал доносы, содержащие жалобы на «порочное содержание и тлетворное влияние» спектакля. В итоге конфликт закончился ничем — МВД не сообщило о результатах проверки и не стало развивать тему.

Открытие «Гоголь-центра»: Фото: Buro 24/7

Открытие «Гоголь-центра»: Фото: Buro 24/7

В конце 2013 года произошел еще один скандал, который привел к конфликту Серебренникова даже с его покровителем — главой столичного Департамента культуры Сергеем Капковым. Худрук «Гоголь-центра» планировал показ фильма «Показательный процесс: История «Пусси Райот», посвященный одноименной группе. Возмущенный Капков направил официальное письмо на имя Серебренникова, в котором в достаточно мягкой форме потребовал отменить показ документальной работы и планируемый далее разговор с участниками группы. «Однако обращаю ваше внимание на тот факт, что вверенный Вам театр является государственным учреждением, финансируемым из городского бюджета <…> Городское учреждение культуры не должно ассоциироваться с именами персон, которые вызывают столь неоднозначную реакцию и чья деятельность основана на провокации общества», — сообщал Капков. 

Ответ Серебренникова был очень эмоциональным. Он вывесил полученное письмо на своей странице в соцсети, к которому добавил свои нелестные комментарии. «Еще недавно я во всех интервью твердил как мантру: «В театре нет цензуры, в театре нет цензуры, в театре нет...» Все, п….ц, есть цензура в театре! Циничная, бессмысленная и глупая», — негодовал режиссер.

10 марта 2015 года в Департамент культуры столицы пришло новое начальство: Сергея Капкова сменил Александр Кибовский, бывший руководитель Департамента культурного наследия Москвы. У нового главы столичного Депкульта сразу возникли претензии к управляющим «Гоголь-центром» Серебренникову и Малобородскому. Кибовский заявил, что долг театра составляет 80 млн рублей, из которых 60 млн рублей — долг фактический, а остальное — прогнозируемый с учетом выплат зарплат и оплаты коммунальных услуг. Примечательно, что фигурант уголовного дела экс-директор «Гоголь-центра» Алексей Малобородский, уволенный из театра еще в конце 2014 года, отрицал тот факт, что «Гоголь-центр» когда-либо имел долги в таком размере.

Александр Кибовский

Александр Кибовский

Как был закрыт долг — неизвестно (учитывая, что Депкульт отказался давать театру такие деньги), но 2 февраля 2017 года (четвертый «день рождения» театра) Серебренников в своей речи отметил, что «Гоголь-центр» превысил государственное задание по посещаемости и количеству мероприятий. По словам режиссера, «на каждый вложенный государством рубль театр заработал два». Также руководитель «Гоголь-центра» сообщил, что в 2016 году сотрудникам была впервые выплачена премия по итогам года. Важной новостью для театра стало включение «Гоголь-центра» в список обязательных мест для посещения в Москве — по версии зарубежных СМИ, таких как британская The Guardian и немецкий Spiegel.

С улыбкой по жизни

9 июля Кирилл Серебренников выступил по случаю закрытия сезона в «Гоголь-центре». На видео, опубликованном «Медузой», можно увидеть бывшего главу Департамента культуры Сергея Капкова, бизнесмена Романа Абрамовича, Полину Дерипаску (дочь Валентина Юмашева, бывшего главы администрации президента Бориса Ельцина), а также журналиста и писателя Михаила Зыгаря. В своей речи режиссер сделал ироничные отсылки к уголовному делу в отношении его коллег. «Вчера было удивительно: я приехал со спектакля, которого не будет, на спектакль, которого не было», — пошутил руководитель «Гоголь-центра». 

 

Речь Серебренникова на закрытии сезона в «Гоголь-центре» 

Здоровый юмор — это, несомненно, очень важно, однако дело еще далеко от закрытия, и неизвестно, чем оно закончится для самого Серебренникова. 

Громкое дело в отношении управленцев «Гоголь-центра» прокомментировал информированный источник. По его утверждениям, вся ситуация является результатом давнего конфликта между московскими властями, рассматривающими подведомственные учреждения как личный ресурс, и режиссером Серебренниковым, который, не стесняясь в выражениях, критиковал действия как московского, так и федерального руководства. Как до, так и после назначения на пост главы государственного учреждения, он не боялся высказывать свое, отличное от повестки федеральных СМИ, мнение по острым темам. В частности, в 2008 году Серебренников собирался пройти по Москве с плакатом «Я — грузин»  — в знак поддержки Грузии в ходе южноосетинского конфликта. В 2014 году в интервью Серебренников назвал Россию «страной неотмененного рабства» и добавил, что она «сейчас ведет себя как нищий гопник, который от горя сошел с ума». 

Как сообщает источник, такие вольности прощались режиссеру благодаря покровительству Сергея Капкова, который в свою очередь имеет тесные связи с олигархом Абрамовичем со времен совместной работы в Чукотском АО. После Капкова во главе Депкультуры стал Александр Кибовский — бывший военный, придерживающийся гораздо менее либеральных взглядов. Он стал активно разгонять «команду» руководителей подведомственных учреждений, назначенных при Капкове. При этом Кибовский настолько усердствовал в увольнениях, что получил нагоняй сверху — от вице-мэра Москвы Леонида Печатникова, который временно запретил главе департамента самостоятельно принимать кадровые решения. Как было сказано выше, у Кибовского были претензии и к художественному руководителю «Гоголь-центра», что позднее могло сыграть существенную роль в возбуждении уголовного дела.

Единственное в этой истории, что остается неясным для нашего собеседника, — почему удар по «Гоголь-центру» был нанесен только сейчас. Однако источник уверен, что цель резонансного дела — указать зарвавшемуся «театралу» его место, а также напомнить ему, что он является слугой не искусства, а государства. 


Теги статьи: Серебренников КириллСедьмая студияМасляева НинаМалобродский АлексейКибовский АлександрГоголь-центр

Статьи по теме:

Бывший зампрокурор Москвы и координатор фонда признались в получении и посредничестве при передаче взятки
На Машкова и Богомолова свалились новые театры
«Краш» показал Минкульту не тот орган
Счета фонда Кирилла Серебренникова заблокированы из-за задолженности перед ФНС
Канны: От Лимонова до Трампа